Об этом сообщил заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики», член-корреспондент НААН Николай Пугачев, говорится в сообщении института.
Так, за январь–март этого года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года в натуральных объемах заметно вырос экспорт зерна — до 14,0 млн т (+41%), мяса и субпродуктов — до 112 тыс. т (+31%), масла — до 1,8 млн т (+21%), остатков и отходов — до 1,9 млн т (+19%). Сохраняется тенденция увеличения поставок за рубеж мяса птицы — до 104 тыс. т (+39%),
В целом же, отметил он, по данным Государственной службы статистики Украины, экспорт агропродовольственной продукции в январе–марте 2019 года составил $5,4 млрд, что на $1,0 млрд (+22,5%) превысило соответствующий показатель I квартала 2018 года. При этом в общей структуре отечественного экспорта доля сельскохозяйственной продукции составила около 44%.
Основными рынками сбыта для отечественных экспортеров являются два региона — страны Азии и Европейского Союза.
Позицию основного импортера отечественной агропродукции уже несколько лет подряд удерживают азиатские страны. За январь–март 2019 г. они закупили украинского продовольствия на $2,2 млрд, отметил эксперт. Доля Азии за этот период составила 41% от общего экспорта аграрной продукции. Более трети отечественного экспорта сельхозпродукции — 35% — приходится на страны Европейского Союза. За I квартал этого года они закупили украинского продовольствия почти на $1,9 млрд. Сравнительно меньшим оказался экспорт на африканский континент ($827 млн) и в страны СНГ ($340 млн). Названные географические регионы аккумулируют более 97% стоимости продаж за границу украинской аграрной продукции.
По результатам I квартала 2019 г. рейтинг стран — импортеров отечественной агропродукции традиционно возглавила Индия, которая закупила украинского продовольствия на $532 млн. На втором месте — Египет, закупивший в Украине сельхозпродукции на $464 млн. Значительную выручку украинские экспортеры получили также из Китая ($405 млн), Турции ($397 млн), Нидерландов ($379 млн), Испании ($342 млн), Италии ($215 млн), Польши ($178 млн), Беларуси ($158 млн) и Германии ($157 млн). Эти ТОП-10 стран закупили в Украине почти 60% всей экспортируемой сельскохозяйственной продукции.
Определяющими позициями в товарной структуре отечественного агропродовольственного экспорта остаются зерновые культуры ($2,444 млрд), растительное масло ($1,199 млрд), остатки и отходы пищевой промышленности ($419 млн), семечки масличных ($363 млн) и мясопродукты ($172 млн).
Наибольшие доли в общей стоимости закупок украинского зерна у Египта (15,7%), Китая (9,9%), Испании (9,8%), Нидерландов (8,5%) и Турции (7,0%). Вместе с Италией (4,8%), Тунисом (3,9%), Израилем (3,6%), Германией и Ирландией (по 3,2%) эти страны обеспечили отечественным экспортерам около 70% денежных объемов украинского экспорта этой группы продукции.
Семечки масличных и плоды пользовались наибольшим спросом у Турции (30,3%), Египта (10,5%), Германии (10,4%), Беларуси (9,8%), Португалии (6,3%), Польши (5,3%) и Греции (4,7%). На эти страны приходится более ¾ стоимости отечественного экспорта масличных культур.
Среди жиров и масел главным экспортным товаром Украины выступает подсолнечное масло. Доминирующим покупателем жиров и масел украинского производства традиционно выступает Индия с долей 42,2%. Остальные основные страны-импортеры — Китай (9,4%), Нидерланды (8,4%), Испания (5,9%), Италия (5,8%) и Ирак (5,2%) — заметно отстают от нее. По результатам I квартала 2019 года общая доля этих стран составила 77% в общей стоимости экспорта товаров данной группы.
Основными рынками сбыта для украинского мяса являются Саудовская Аравия (23,3%), Нидерланды (14,2%), Словакия (8,2%), Азербайджан (5,0%), Беларусь (4,9%) и Германия (4,5%). Совокупно они закупили 60% отечественной мясопродукции. Несмотря на увеличение экспорта мяса птицы, средняя цена его реализации несколько снизилась — до 1418 $/т (-5%).
Остатков и отходов в I квартале 2019 года больше всего закупали Турция (17,2%), Беларусь (12,0%), Польша (10,4%), Китай (8,7%), Нидерланды (8,0%), Франция (6,1%), Марокко (5,2%) и Саудовская Аравия (5,0%). Эти страны аккумулировали около 73% стоимости украинского экспорта продукции данной группы, подытожил Николай Пугачев.