Для украинского зерна просят «зеленые коридоры» по Европе

25 июля 2023, 08:00 1734

Украинская зерновая ассоциация официально обратилась к исполнительному вице-президенту, комиссару по вопросам торговли Европейской комиссии Валдису Домбровскису по оптимизации «путей солидарности».

Об этом говорится в сообщении УЗА.

Отмечается, что асоцация предложила Еврокомиссии увеличить экспорт «путями солидарности» на 1-1,5 млн т в месяц, компенсировав часть расходов европейских перевозчиков и портов, осуществляющих транзит украинского зерна. Это приведет к существенному уменьшению стоимости перевозки зерна и даст возможность украинским аграриям безубыточно вывезти излишки зерна в страны, нуждающиеся в украинском зерне, и стабилизировать глобальную продовольственную безопасность.

В УЗА отметили, что в этом году украинские производители могут собрать около 69 млн т зерновых и масличных культур, а прогнозируемый объем экспорта в 2023/24 МГ может составить около 45 млн т. К тому же Украина экспортирует масло и шроты — около 9-10 млн т в год.

«В связи со срывом Черноморской зерновой инициативы российской федерацией Украина столкнулись с насущной необходимостью дополнительно увеличить пропускную способность »путей солидарности« примерно на 1-1,5 млн т зерна в месяц. Это можно сделать за счет экспорта зерна через порты стран Балтии (Клайпеда и другие), Германии (Росток, Гамбург), Нидерландов (Роттердам), Хорватии (Риека), Италии (Триест) и Словении (Копер). Развитие этих маршрутов активно поддерживается Европейской комиссией», - пояснили в УЗА.

Эксперты уточнили, что эти маршруты мало задействованы из—за сложности и стоимости логистики по сравнению с другими маршрутами. Разница в цене составляет примерно 30-40 €/т.

Поэтому УЗА просит ЕС ввести «зеленые коридоры» для украинской сельскохозяйственной продукции в морские порты стран Балтии, Германии, Нидерландов, Хорватии, Италии и Словении, которые будут включать:

  1. перенос санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения, что обеспечит значительное увеличение экспорта;
  2. введение субсидий от Европейской комиссии для компенсации европейским перевозчикам дополнительных логистических расходов на транзитные перевозки и частичной компенсации европейским портам — так называемых портовых расходов на украинское зерно.