Украинский аграрный сектор в результате полномасштабного вторжения рф в 2022 г. потеряет $9,3-9,8 млрд.
Такой прогноз сделали ученые Национального научного центра «Институт аграрной экономики».
Отмечается, что только на блокировании морских портов и изменении логистики экспортных перевозок агросектор может потерять $7,5-8 млрд, на стоимости непроданного прошлогоднего зерна — $0,5 млрд, а на стоимости уничтоженных или захваченных оккупантами складских помещений элеваторов — еще дополнительно $1,3 млрд.
По словам заведующего отделом инвестиционного и материально-технического обеспечения ННЦ ИАЭ, д.э.н. Александра Захарчука, неотложной задачей сегодняшней агрологистики является оптимальное формирование и эффективное управление товарно-информационно-финансовыми потоками сфер поставок, производства и сбыта сельскохозяйственных продуктов, которые были разрушены или оккупированы из-за военных действий россии на территории Украины.
Сейчас для сельского хозяйства наиболее остро стоит проблема тарифов на перевозку урожая и стоимости его хранения, подчеркнул он.
Только в январе-феврале 2022 г. тарифы на перевозку зерновых грузов железнодорожным транспортом в Украине выросли на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Дальнейший рост стоимости железнодорожной логистики — увеличение тарифов для зерновых грузов с 29 июня 2022 г. еще на 70% — привел к дополнительным затратам аграриев, которые оцениваются в $120 млн в год.
«В целом с началом блокады портов стоимость логистики в структуре экспорта выросла в 5-7 раз и достигла показателя $180 на 1 т зерна. Учитывая такую стоимость логистики, производители зерна вынуждены продавать товар уже ниже себестоимости. По средним расчетам, стоимость 1 т пшеницы в поле вынужденно снизилась до 100-120 $/т при себестоимости производства не менее 120-150 $/т», — отмечает эксперт.
При этом, поскольку в 2022 г. планируется собрать не менее 50 млн т урожая зерновых и 15 млн т масличных с учетом переходящих запасов, ожидался дефицит элеваторных мощностей не менее 15-20 млн т. Это может также привести к значительным потерям из-за отсутствия соответствующих условий для хранения урожая, выразил беспокойство он.
«Поэтому для реализации экспорта сельскохозяйственной продукции необходимо в дальнейшем развивать аграрную логистику через строительство новых перевалочных комплексов и трансграничных терминалов на западе Украины; строительство нового транспортного коридора к портам Польши и Литвы на базе широкой железнодорожной колеи; развитие речного экспорта агропродукции; сохранение и поддержку аграрного сектора в условиях неполной работы портов на уровне государства», — подытожил Александр Захарчук.