Соответствующее письмо-обращение было направлено 10 ноября в Кабмин, сообщает УКАБ.
«Сложившаяся ситуация с железнодорожными перевозками зерновых грузов тормозит уборочную кампанию поздних яровых и ставит под угрозу реализацию экспортного потенциала Украины», — говорится в заявлении УКАБ.
В частности, из-за несвоевременных отгрузках зерна срывается выполнение экспортных контрактов и страдает репутация отечественных компаний-экспортеров, что грозит потерей рынков и штрафными санкциями за просрочку поставок. В то же время, переполненность элеваторов тормозит уборочную кампанию, поскольку при отсутствии свободных мощностей хранения сельхозпроизводители вынуждены приостановить сбор урожая, что приводит к существенным потерям зерна и ухудшению его качества.
Из-за дефицита вагонов-зерновозов, недостаточности тягового состава и их ненадлежащего технического состояния, на фоне усиления контроля за автоперевозчиками, возникла ситуация, когда потребность в перевозке зерновых грузов железной дорогой превышает реальные объемы в 2,3 раза. Отдельные компании, особенно в западных регионах, из-за недостатка топлива и запчастей для локомотивов или вагонов-зерновозов ждут на подачу вагонов до двух недель. Трейдеры также заявляют о системных перебоях с поставками топлива для тепловозов, вследствие чего даже те компании, которые имеют собственные вагоны, не могут отправить произведенное зерно на экспорт. Соответственно, перебои с поставками топлива могут полностью парализовать работу зерновой логистической инфраструктуры.
После ряда интенсивных встреч с руководством ПАО «Укрзализныця» в середине сентября этого года по поводу нехватки вагонов-зерновозов, топлива и дефицита запчастей к тепловозам, на всех уровнях от «Укрзализныци» к Министерству инфраструктуры Украины были анонсированы обязательства решить эту проблему в кратчайшие сроки или предоставить четкие ориентиры, когда она будет преодолена. К сожалению, после двух месяцев ожиданий, сектор не почувствовал каких-то сдвигов. Зато наблюдаем распространение проблемы со Львовской и Донецкой железной дороги на центральные и северные регионы Украины.
«N. B.!» Клименко: Украине нечем перевезти на экспорт 7 млн т зерна
«Поскольку уже есть четкое понимание, что в этом году будет рекордный вал зерна, а внутренний рынок не может его потребить, надо думать об экспорте. Проблема, озвученная членами нашей ассоциации еще в сентябре, только ухудшилась, поэтому, в очередной раз, подчеркиваем, что ситуация критическая, и призываем принять все необходимые меры для недопущения срыва экспорта зерна», — отметил генеральный директор УКАБ Тарас Высоцкий.
Убытки аграриев от несвоевременной отгрузки зерновых эксперты оценивают в 100 млн грн, при этом, если ситуация продолжит ухудшаться нынешними темпами, сумма может увеличиться в разы за штрафные санкции за невыполнение поставок и дополнительные вынужденные технологические расходы, добавили в УКАБ.