Об этом в эксклюзивном комментарии AgroPortal.ua сообщил заместитель председателя BRDO (Better Regulation Delivery Office (Офис эффективного регулирования)) Денис Малюська.
По его словам, соседи до сих пор находятся в рейтинге выше Украины.
«С одной стороны, Украина с +5 пунктов в этом году показала лучший результат среди всех соседей. Так, в Румынии -7, Польше -6, Венгрии -5, в Молдавии и Словении -3, Беларуси +1 и РФ +4. Более того, даже среди стран ЕС больше, чем у нас, рост только в Бельгии — +7. Следовательно, нынешний результат закрепил за Украиной второе место в мире по темпам роста показателей в рейтинге. С другой стороны, это слишком мало для потенциала и амбиций, которые имеет Украина», — сообщил он.
Так, по показателю «Решение неплатежеспособности» Украина выросла на 4 позиции (с 149 до 145). А вот по другим компонентам, действительно, упала.
«Это свидетельствует исключительно о бездеятельности в этих сферах. Единственное, что стоит отметить, это определенный прогресс, несмотря на падение на 1 место (с 64 на 63), в компоненте «Регистрация собственности». Здесь Минюст уже провел определенное реформирование, исключив необходимость проведения экспертной денежной оценки земельного участка для нотариального удостоверения сделки купли-продажи между юридическими лицами. Однако на имплементацию не хватило нескольких недель, следовательно, результат не учтен», — сообщил Денис Малюська, надеясь на учитывание в следующем году.
По словам эксперта, ключевыми шагами для поднятия страны в рейтинге являются: усиление защиты миноритарных акционеров и миноритарных участников ООО, упрощение оформления земельных участков под линиями электропередач, отмена долевого участия в инфраструктуре населенного пункта, имплементация «единого окна» на таможне, внедрение доверительной собственности как альтернативы залога, а также упрощение налогового учета.
«Однако, к сожалению, нужные и важные инициативы встречают значительное сопротивление. Яркий пример — законопроект об улучшении инвестиционного климата (№8124), который уже дважды вносился правительством в парламент, но за несколько лет не был принят даже в первом чтении. В итоге мы пришли к абсурдной ситуации, когда большая часть реформ, которые повлияли на нынешний рейтинг, были реализованы благодаря одному комплексному постановлению Кабмина», — сообщает Денис Малюська.
Он подчеркивает, что потенциал для реформ на подзаконном уровне остался небольшой, для ощутимых результатов нужны законы. Кроме того, эксперт резюмирует, что следующие выборы могут создать «окно возможностей», когда определенные изменения, которые положительно воспринимаются электоратом, получат дополнительные шансы на жизнь.
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua