Сергей Николаевич, по вашему мнению, каковы проблемы сегодняшнего аграрного образования в Украине?
Сергей Кваша: Если не принимать во внимание общие вызовы относительно поступления, уровень знаний студентов, то сегодня в украинском аграрном образовании, в частности в работе учреждений высшего образования аграрного профиля, на мой личный взгляд, существуют две ключевые проблемы. Во-первых, это недостаточная обеспеченность материально-технической базой, в том числе современным лабораторным оборудованием, и во-вторых — уровень научно-педагогических работников в прикладном измерении знаний.
Известно, что в нынешних условиях из бюджета МОН почти не выделяются средства для капитального обновления материально-технической базы университетов в целом. Или если эти средства и есть, то их мало для всей большой университетской семьи, — именно поэтому высшие учебные заведения вынуждены использовать собственные средства специального фонда. Для аграрных вузов на практике это нереально. С одной стороны, материальное положение родителей не позволяет особо поддерживать детей в учебе по контракту, с другой — лабораторное оборудование (микроскопы, фитотроны, химические препараты, БЛА, квадрокоптеры и т. д.) дорогое, а если учесть еще и содержание и выращивание животных — университеты не в состоянии обеспечить себя самостоятельно.
В отношении научно-педагогических работников, то у них не хватает именно практических знаний, ведь определенная часть кандидатов наук и профессоров за последние годы рыночных отношений преимущественно не имела непосредственного практического опыта работы на предприятии или в бизнесе. Поэтому наши сегодняшние требования при подборе преподавателей — это обязательная стажировка на предприятиях, в организациях или учреждениях, ведь необходимо, чтобы лекция была живой, преподаватель должен приводить примеры из собственного опыта.
Каким вы видите аграрное образование будущего?
Сергей Кваша: Мы прекрасно понимаем требования, которые нам выдвигает IV промышленная революция, — и последняя технологическая выставка в Барселоне это особенно наглядно демонстрирует. В связи с этим мы должны быстро адаптироваться к новым информационно-технологическим вызовам. Способы разные, для научно-педагогических работников и студентов сегодня доступна зарубежная стажировка в университетах и лабораториях мирового уровня для получения инновационного опыта и приобретения новых профессиональных навыков. Но для всех нас очень важным является условие: преподаватели должны возвращаться к нам для того, чтобы передать полученные знания. И ключевая задача — не остаться в стороне от нового технологического прорыва.
Опыт каких стран Украина может перенять для улучшения учебно-производственного процесса?
Сергей Кваша: Мне за короткий период работы на должности проректора удалось побывать в двух американских университетах — Айовском и Пенсильванском, а также в Гумбольдтском (Германия) и в Шэньянском (Китай).
Мы много чего должны были бы перенять у них. В частности, меня просто поражает, как построена их система самообразования студентов. Студенты сидят в библиотеках с чаем или кофе и самостоятельно учатся, что интересно, их никто не заставляет это делать. Бывают случаи, что в читальном зале нет мест, и они могут часами ждать своей очереди. Я считаю, что такая самоосознанность должна стать образцом поведения для наших студентов. Интересно, что наши молодые люди, приезжая туда на обучение, полностью вливаются в этот процесс.
Уже длительное время мы сотрудничаем с университетом Вайенштефан (земля Бавария). Именно здесь реально внедрено дуальное образование. Оно необходимо специалистам аграрного профиля, эта система действительно имеет право на жизнь, ведь студенты не просто проходят производственную практику, но и получают практические навыки уже непосредственно на производстве, и кроме этого, имеют заработную плату.
Как студенты НУБиП Украины проходят практическое обучение?
Сергей Кваша: Практическое обучение построено по нескольким формам: практическое обучение в аудиториях, в лабораториях и в исследовательских хозяйствах, которых у нас три. То есть студенты имеют возможность продемонстрировать свои навыки сначала в аудиториях, а с середины апреля, например, технологи-агробиологи выезжают в учебно-опытные хозяйства. Этот учебный план давно утвержден, и мы лишь корректируем некоторые его элементы.
Дуальному образованию в НУБиП быть или не быть?
Сергей Кваша: Я приведу пример на основе агробиологического факультета. В прошлом, 2017 году я подписал примерно 30 заявлений на индивидуальный график обучения студентам агробиологического факультета 1-2-го годов магистратуры. Я подписал эти графики согласно письмам, которые поступили в качестве подтверждения того, что эти студенты уже трудоустроены. Логика нашего обучения сводится к тому, чтобы студенты после университета нашли работу. И если у них она уже есть во время обучения в магистратуре, то мы, безусловно, идем на дуальную форму обучения, понимая все обстоятельства, которые еще должны быть также согласованы.
Помогает ли личному развитию студентов участие в различных конкурсах?
Сергей Кваша: Я всегда благодарен нашим аграрным предприятиям за то внимание, которое они уделяют аграрному образованию. Например, недавно компания «КУН-Украина» предоставила стипендии в размере 75, 50 и 30 тыс. грн за знания нашим студентам-инженерам техники этой фирмы. Студенты, которые участвовали в конкурсе, действительно загорелись этой идеей, и каждый из них хотел одержать победу, «перелопатив» кучу информации. Такие конкурсы не только мотивируют к знаниям, это первые контакты работодателей и студентов. Такие мероприятия действительно стимулируют. Университет прекрасно понимает, что в учебных планах есть не все предметы, которые нужны студенту для удачного трудоустройства, поэтому такие конкурсы помогают молодым людям расширять собственный кругозор, а работодателям — дать наилучшие советы ученым советам факультетов.
Какой процент студентов после завершения учебы трудоустраивается? И трудоустраивается ли по специальности?
Сергей Кваша: Недавно МОН обязало университеты предоставить информацию о трудоустройстве выпускников. Эта информация необходима для подтверждения статуса «национального». Результат нашего исследования во время обобщения информации из факультетов был приятно неожиданным. Например, на факультетах информационных технологий, агробиологическом, ветеринарной медицины и еще нескольких количество трудоустроенных выпускников составляет в среднем 80%. Но здесь нужно понимать, что если студент ветеринарного факультета или лесного может трудоустраиваться только по специальности, то такие профессии, как маркетолог или менеджер, юрист, землеустроитель, имеют значительно более широкий спектр позиционирования. К примеру, выпускник механико-технологического факультета может также работать маркетологом в компании, занимающейся производством или продажей техники.
В университете длительное время существует практика — при получении диплома магистра или бакалавра студенты заполняют анкеты, где указывают номер телефона свой/родителей и электронную почту, чтобы потом мы могли с ними связаться для поддержания контактов относительно возможностей трудоустройства.
Что нужно сделать выпускнику вуза, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего бизнеса?
Сергей Кваша: В этом году ректором университета объявлен новый курс развития университета. И одно из требований связано с тем, чтобы сформировать у студентов понимание их миссии в жизни через полученные в университете знания. Поворот к компетентностному подходу вполне понятен для образования — бизнес хочет сразу после получения диплома выпускника с уже адаптированными к рабочему месту знаниями и навыками. Согласитесь, это все-таки сложно, если не проходить практику на этом предприятии. Вместе с тем, отмечу, что много топ-менеджеров, которые сейчас управляют крупными аграрными компаниями, не сразу стали директорами. Лидерами они должны стать через 5-10 лет, получив сначала значительный опыт работы. Поэтому лишь опыт, смена мест работы и время дадут возможность студентам стать лучшими специалистами.
Недавно у вас стартовала ректорская «Школа лидерства НУБиП Украины». Расскажите, какова основная цель ее создания и в чем заключается суть?
Сергей Кваша: Перед каждым выпускником вуза возникает дилемма: быть наемным работником или непосредственно самому претендовать на руководство предприятием или организацией. В нашем университете только студенты факультета аграрного менеджмента получают фундаментальные навыки управления и менеджмента. Поэтому «Школа лидерства» направлена на подготовку лидеров в образовании, бизнесе, правительственных и неправительственных структурах, формирование личностей, способных к критическому мышлению, которые осознают общую миссию всего человечества и стремятся внести свой личный вклад в создание лучшего будущего. Если говорить о таких личностях, то наш университет издавна славится своими воспитанниками, которые благодаря стремлению быть лидерами достигли значительных высот в профессиональной и политической жизни. По замыслу ректора, именно они должны стать теми раздражителями, которые способны будут побудить современную молодежь к прорыву амбициозности.
Программа школы рассчитана на два года: первый год — это общественно-политический блок, а второй — управленческо-технологический. Во время курса студенты должны научиться ораторскому искусству, манерам делового стиля, правильного поведения и этикета в так называемой деловой «тусовке» и пр. Наша задача — дать им возможность видеть сегодняшние вызовы в информационных технологиях, биотехнологиях, агробизнесе и чувствовать тренды развития мира во время IV промышленной революции.
Студентами этой школы стали 84 молодых человека, которые, перед тем как попасть в нее, писали эссе, почему именно они должны обучаться в «Школе лидерства».
Какие знания после завершения этой школы лидерства студенты получат?
Сергей Кваша: Я думаю, что самыми важными для каждого студента, кроме корпоративных управленческих знаний, будут профессиональные знания плюс английский язык и информационные технологии. Основу мы хотим выстроить именно из лидерских качеств: коммуникабельность, воля, характер, убежденность в своей правоте.
Недавно наша редакция проводила исследования в отношении иностранных студентов, которые учатся в украинских аграрных вузах. В НУБиП около 100 иностранных студентов. Почему, по вашему мнению, они приезжают на обучение именно в Украину?
Сергей Кваша: В свое время я тоже окончил наш аграрный университет, это было в 1980 году. Тогда здесь обучалось более 700 иностранных студентов из Венгрии, Словакии, Польши, но преимущественно это были также студенты из африканских стран. Тогда они изучали в основном ветеринарную медицину, защиту растений, почвоведение — те специальности, которые нужны именно для их стран. Сегодня тренд в соответствии с общественно-политическими обстоятельствами изменился. 100 студентов. Конечно, это не так много, как того бы хотелось, но, вместе с тем, удобное местоположение и относительно недорогое обучение все еще привлекают иностранных студентов.
Как студенты вашего вуза проводят свой досуг?
Сергей Кваша: В нашем университете замечательная студенческая организация, объединяющая всех студентов. Ежегодно студенты прямым голосованием избирают себе лидера, ныне ее возглавляет Екатерина Дювенжи. Сегодня мы ведем диверсифицированную масштабную работу в трех направлениях: культурно-массовая работа (фестиваль художественного творчества «Голосеевская весна», народные коллективы — ансамбль песни и танца «Колос», театр «Березиль»), спортивно-оздоровительное (соревнования в общежитиях, спартакиады по факультетам) и военно-патриотическое воспитание. Также мы проводим оригинальные, нами внедренные конкурсы на лучшую студенческую академическую, спортивную, песенную и интеллектуальную группу.
Совсем скоро НУБиП Украины исполнится 120 лет. Какие планы празднования?
Сергей Кваша: Основные мероприятия празднования пройдут в период 23-26 мая 2018 года. Открытие начнется пленарным заседанием международной конференции «Устойчивое развитие XXI века: вызовы для университетов наук о жизни». Второй день — секционные заседания, третий — масштабное празднование, культурологическая программа, спортивные соревнования и вечерняя дискотека с привлечением известных артистов. Кроме того, будет проведен конкурс на лучшую интеллектуальную и спортивную группу и впервые — на лучшую интеллектуально-преподавательскую кафедру.
Какой ваш совет будущим выпускникам?
Сергей Кваша: Я рекомендую всем нашим коллегам, друзьям, студентам просмотреть альбом, который мы готовим к нашему 120-летию! В нем есть фото и записи отдельных студенческих групп, студентов, которые показывают своим примером, как их настойчивость и усердие в университете, а затем в работе стали залогом жизненного успеха!
Спасибо за беседу.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua