Бель Шостка: европейское качество для украинского потребителя

26 июня 2019, 07:00 7222

Глобальные тренды и местное сырье. Как изменить путь своего развития, внедрить европейское производство — открывает секрет «Бель Шостка Украина».

В последние годы продукция ПАО «Бель Шостка Украина» занимает достойное место среди продукции других производителей, хотя это бывший типичный молокоперерабатывающий завод в глубинке, из которой до ближайшего областного центра 200 км.

С 2007 года предприятие стало частью Группы Bel, французской семейной компании с 150-летней историей, которой руководят и поддерживают главные ценности члены семьи Bel.

AgroPortal.ua отправился в Сумскую область, чтобы побывать на обновленном предприятии и расспросить директора по производству ПАО «Бель Шостка Украина» Тараса Ярового: каким образом в небольшом городке создается европейское качество, производятся полезные плавленые и твердые сыры, которые не перестают впечатлять своих потребителей.

Всегда готовы поделиться опытом

На оптимистический лад изначально настраивают симпатичные логотипы на мощностях завода: известная потребителю «Весела Корівка» — бренд, который уже около 10 лет присутствует на рынке Украины.

Конечно, мы тоже соблазнились сфотографироваться перед стелой у входа на предприятие: «I love Bel Ukraine».

 Источник фото: AgroPortal.ua

Директор по производству Тарас Яровой явно чувствует себя уверенным экскурсоводом.

Часто ли вам приходится водить гостей по предприятию?

Тарас Яровой: Да, особенно в этом году. Все больше украинских компаний выбирают европейское направление развития и нуждаются в изучении опыта предприятий европейского образца. Одним из таких предприятий является наша компания, которая прошла путь от старого молокозавода советского образца до современного европейского предприятия. Такая трансформация вызывает большой интерес среди других компаний — поэтому с начала 2019 года поступают запросы на посещение ПАО «Бель Шостка Украина» для обмена опытом.

И вот так легко открываетесь перед другими предприятиями?

Тарас Яровой: Конечно, ведь такое стремление к европейскому направлению можно только приветствовать. Все мы заинтересованы в улучшении состояния украинских предприятий и широком внедрении базовых ценностей европейских производителей — качества продукции, экологичности производства, ответственного отношения к персоналу и т.п.

Чем интересуются в первую очередь?

Тарас Яровой: Представителям компаний интересно все, а в первую очередь — организация подхода «Бель Шостка Украина» к внедрению системы качества, охраны труда и системы бережливого производства, которая у нас действует уже на протяжении 6 лет. Задают вопросы по экспорту. В прошлом году мы получили подтверждение на экспорт нашей продукции в страны ЕС. Это открывает дополнительные возможности для развития компании. Главное — позволяет выстраивать стратегию без переживаний, например, из-за колебаний курса. Предсказуемость очень важна для нас. Мы тщательно планируем себестоимость.

Приоритеты: качество прежде всего

С каких пор вы чувствуете себя стабильно?

Тарас Яровой: Где-то с середины 2017 года, когда прекратились резкие колебания с ценой масла на рынке Европы. Когда цена слишком высока, многие производители начинают стремительно экспортировать свой продукт. Тогда они готовы покупать молоко по любой цене, соответственно цена на него растет по сравнению с тем, что планировалось на рынке. Если в таких условиях производишь продукт для местного рынка (как это делаем мы), перестаешь попадать в запланированную себестоимость.

 Источник фото: AgroPortal.ua

В таком случае начинается экономия, компромиссы...

Тарас Яровой: Мы постоянно работаем над увеличением эффективности производства и сокращением расходов. Для этого у нас внедрена программа бережливого производства, она позволяет уменьшать затраты, быть более конкурентоспособными и доступными для нашего потребителя. Это ни в коем случае не влияет на качество производимой продукции. Для нас это категорично, здесь не может быть компромиссов. Наши продукты нацелены на качество, а следовательно и на высококачественное сырье.

Тогда надо повышать цену?

Тарас Яровой: Действительно, наши продукты не дешевые. Линейка плавленых сыров ТМ «Весела Корівка» на соответствующих полках — самый дорогой бренд.

И это вас не пугает?

Тарас Яровой: У нас есть свой потребитель, готовый покупать нашу продукцию. Он четко осознает важность потребления качественной и безопасной продукции, внимательно изучает состав продукта и знает о его свойствах. К тому же имеет вкусовые предпочтения, от которых не готов отказываться.

Но 4-5 лет назад покупательная способность начала стремительно падать. И с тех пор как килограмм мяса стал стоить меньше килограмма сыра, люди часто вынуждены делать выбор не в пользу сыра как продукта.

Сыры переходят в продукт спонтанного потребления. Это нас и беспокоит.

Спасаться в других сегментах не пробовали?

Тарас Яровой: Нет, с тех пор как с 2007 года начались изменения, налаживание производственного процесса по выпуску продукции на основе качественного сырья без заменителей и растительных жиров.

  Источник фото: Бель Шостка Украина

А выбор был?

Тарас Яровой: Конечно. Можно было остаться в привычной категории дешевого постсоветского сырка «Дружба». Или перейти к высококачественному производству продукции без заменителей и растительных жиров. Было избрано второе направление — делать так, как в Европе.

Риск был, но он себя оправдал, наши потребители остаются с нами. Сейчас на украинском рынке наша продукция занимает достойное место среди продукции других производителей.

Миссия нашей компании — отстаивать более здоровые и ответственные продукты питания для всех. То есть мы не ограничиваемся только тем, что производим продукцию, а еще и способствуем развитию тренда доступности здорового питания.

Нет ли противоречия с украинской ментальной привязанностью к традиционным твердым сырам?

Тарас Яровой: У вкусов нет ограничений. Мы постепенно знакомим украинского потребителя с культовыми брендами полезных перекусов — такими как «СирХрум», Kiri и Mini Babybel.

Что в них особенного?

Тарас Яровой: Уникальные технологии. Скажем, сырок Kiri («Коровка» на французском) — необычный плавленый сыр, который производится на основе творога и сливок. Этот сыр имеет нежный сливочный вкус и кремовую консистенцию, которые так нравятся детям.

Что касается сыра Mini Babybel — это питательный сыр, который на 98% состоит из молока и изготовлен без добавления консервантов, ароматизаторов и красителей. В то же время Mini Babybel является природным источником кальция и прекрасно подходит для людей с неприятием лактозы. Упаковка этого сыра тоже уникальная, двойная — внутренняя парафиновая оболочка позволяет сохранить свежесть и вкусовые качества сыра. Она очень удобна, поскольку имеет специальную петельку, потянув за которую, вы быстро разделите оболочку на две половинки. Чтобы легко наслаждаться превосходным вкусом сыра, не касаясь самого продукта.

Кстати, наш «СирХрум» благодаря уникальному производству может храниться без холодильника при комнатной температуре и не терять свои полезные свойства.

Недавно мы выпустили на рынок интересный новый продукт — сырные шарики. Они производятся на 100% из твердого сыра без термической обработки, высушивание происходит определенным образом при низкой температуре. Очень удобно брать в дорогу.

 Источник фото: AgroPortal.ua

Что из этого многообразия производится в Украине, а что импортируется?

Тарас Яровой: Наши технологии позволяют производить много позиций, но, к сожалению, рынок Украины диктует свои условия, поэтому мы производим продукцию, которая пользуется спросом на нашем рынке: это линейка плавленых сыров ТМ «Весела Корівка» и твердые и плавленые сыры ТМ «Шостка». Наша стратегия относительно новых продуктов — разумная взвешенность.

Наш завод в Сумской области — это единственные мощности Группы Bel на территории СНГ. И мы принадлежим к зоне Центральной Европы, где действуют еще заводы в Словакии, Польше и Чехии.

В целом Группа Bel имеет 32 завода в 17 странах мира, продукция которых радует потребителей в более чем 130 странах мира.

Региональные заводы позволяют уменьшить себестоимость?

Тарас Яровой: В том числе. Кроме того, есть возможность адаптировать продукты к потребностям страны.

Сырье — местное, технологии — европейские

Тарас Яровой: В 2012-2014 годах произошла глобальная реконструкция комплекса, связанного с производством плавленых сыров, а в прошлом году мы закончили модернизацию цеха твердых сыров по стандартам группы Bel и прошли сертификацию на разрешение относительно экспорта нашей продукции в страны ЕС.

Сбыт

Вы акцентировали, что расположены на периферии. Куда же сбываете свою продукцию?

Тарас Яровой: Когда речь идет о локальном рынке, то половина продаж идет через сетевые супермаркеты. Мы присутствуем практически во всех.

Среди розничных каналов — небольшие магазины «возле дома». Хотя тренд все же на глобальность.

А разве в Европе не наоборот: магазины возле дома становятся более востребованными?

Тарас Яровой: Действительно так. Европа уже прошла бум гипермаркетов и возвращается обратно. Человек теперь не хочет тратить выходной день на поездку за продуктами. Раньше это было очень интересно, но для прошлого поколения европейцев. Нынешний вектор там другой: хочу просто купить продукты и ничего больше. Отдых, развлечения — в другом месте.

В Украине пока иначе. У нас, как и раньше, растет доля супермаркетов. Может, чуть позже сбалансируется.

Часть продукции также продаем не брендированной, как сырье для дальнейшей переработки. Это В2В продажи, в том числе и на экспорт. В мире рынок оптовых B2B продаж сыра больше развит, чем у нас.

Сырье

Мы постоянно видим, как к воротам завода подъезжают молоковозы, причем довольно разные — и большие, и совсем маленькие. Откуда сырье?

Тарас Яровой: У нас разные поставщики. Есть фермы, которые производят по 20-40 тонн молока в день, где поголовье большое и молоко качественное. С такими фермами работать удобнее — загрузка и пробег авто более эффективны с точки зрения транспортных расходов, что положительно влияет на себестоимость. Но есть поставки и по 1-2-3 тонны от хороших фермерских хозяйств.

Коллеги из других международных компаний целенаправленно поддерживают малых фермеров, помогают им улучшить качество молока, уменьшить себестоимость его производства, внедрить автоматизацию, чтобы иметь перспективных поставщиков. Это понятно. Так развивалась Европа. Но там другой уклад. К примеру, в Голландии, где есть два завода Bel, поставщиками являются 4 тысячи фермеров, у кого по 20-50, максимум 150 коров. Это устоявшиеся семейные хозяйства, это традиция.

  Источник фото: Бель Шостка Украина

В американском варианте наоборот сырье дают гигантские автоматизированные фермы.

В Украине есть оба вида поставщиков. Кто настроен на промышленно качественное молоко, строит фермы и идет в сторону укрупнения. Большие объемы — меньше себестоимость.

Для вас собирают сырье в специальных пунктах сбора молока в селах?

Тарас Яровой: Мы работаем с молоком населения, но не напрямую, покупаем его у кооперативов, которые уже организуют сбор, охлаждение, доставку, отвечают за качество молока.

«Бель Шостка Украина» — «белая» прозрачная компания, мы не имеем дела с «серыми» наличными схемами. Есть успешный долгосрочный опыт сотрудничества с кооперативами в соседнем Бурыне, ранее — в Кролевце и Ямполе.

Есть ли у кооперативов перспектива?

Тарас Яровой: Нужны существенные изменения в санитарии, инфраструктуре, а главное — в ментальности. Мы видим, что благодаря правительственным программам кооперативы получают возможность привлечь средства на новую технику, чтобы улучшать качество молока. Ручное доение точно не позволит этого сделать.

Тем более, когда смотришь в сторону экспорта. 2-й класс молока однозначно даже не будет рассматриваться. У него нет никакой перспективы.

Что касается стандартов качества молока, мы пользуемся государственными стандартами. Но некоторые наши корпоративные требования немного строже. Наши партнеры это знают.

Молоко пастеризуем дважды: при приеме и непосредственно перед производством. Тогда сыр будет результатом работы именно полезной культивируемой микрофлоры, которую мы вносим с закваской, а не диких культур.

  Источник фото: Бель Шостка Украина

Имеете ли собственный автопарк?

Тарас Яровой: У нас был гараж с несколькими десятками молоковозов. Но посчитав затраты, приняли решение перейти на услуги стороннего перевозчика. Так качественнее и более экономично. Это другой бизнес. Каждый должен заниматься своим делом: мы производим качественные сыры, а транспортные компании эффективно транспортируют молоко.

Небольшая часть молока довозится самими фермерами. Это те маленькие молоковозы, которые вы видели.

Переработчиков должно стать больше

Сумская область занимает высокое место в рейтинге агроэффективности. А почему не самое высокое, ведь потенциал есть? Как думаете?

Тарас Яровой: Могу оценить ситуацию на молочном рынке. В прошлом году в области было произведено около 410 тыс. тонн молока, а на перерабатывающие предприятия поступила только половина — 224 тыс. тонн.

Статистика не объясняет точно, куда идет остальное сырье — на собственные нужды, стихийные рынки или перерабатывается в соседних областях. Думаю, если бы на Сумщине было больше перерабатывающих предприятий, тогда бы местные сырье и кадры использовались более эффективно, не говоря о логистике. Тогда и индекс использования ресурсов региона поднялся бы.

N.B.! #Индекс АПК. Сумская область

Кадры

Относительно кадров будете сетовать, как большинство производственников?

Тарас Яровой: В «Бель Шостка Украина» в целом работает около 300 сотрудников — это в киевском представительстве и на производстве в Шостке.

Кадровая проблема только сейчас начинает к нам подбираться. До сих пор ротация была небольшой. Успешно работали профессионалы из бывшего молокозавода. Достаточно было дополнительного обучения.

Но уже есть первые сигналы: высококвалифицированные специалисты начинают смотреть в сторону столицы или Европы.

Постоянно принимаем несколько человек на практику из аграрных, технологических вузов. Здесь уже зависит от того, как человек видит свое будущее. У нас есть перспектива — официальная зарплата, соцпакет, карьера в европейской компании. Специалисты, менеджмент учатся новым технологиям, есть возможность ездить и получать опыт заводов Bel в разных уголках мира.

  Источник фото: AgroPortal.ua

К примеру, в прошлом году одна из наших сотрудниц продолжила свою карьеру на другом заводе Bel в Европе.

Это естественный процесс. Для нас главное — чтобы людям, которые работают у нас, было действительно интересно.

Молочный запах детства

Вместе с Тарасом Яровым проходим обязательный ритуал переодевания в санитарную и защитную одежду перед экскурсией непосредственно на производство.

Здесь стоит сладко-уютный молочный запах детства.

«У нас, как на ферме, круглосуточное производство, — уточняет директор. — Коровы доятся, молоко тоже должно перерабатываться. Без выходных и праздников».

Проходим по всем участкам производства — от приема до упаковки.

Суточный объем производства на «Бель Шостка Украина» — 15 тонн твердого сыра.

Созревают сыры больше месяца. То есть деньги продолжительно «замораживаются». Надо уметь ловко организовать бизнес-процессы.

 Источник фото: AgroPortal.ua

Заходим в одну из камер. Здесь зреет до 120 тонн сыра на десятки миллионов гривень. И таких камер — несколько. Впечатляет.

Директор радует контрастами: можно рассмотреть суперсовременную автоматику в инновационной лаборатории, которая работает по стандартам ЕС. А можно взглянуть на бывшие ванны для засола сыра, которые пока остаются как музейный экспонат в память о былых временах.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua