Текущий зерновой сезон для судовладельцев наихудший за десятилетие

19 января 2025, 11:15 712

2024 год оказался сложным для черноморского фрахтового рынка.

Об этом сообщил аналитик ASAP Agri, фрахтовый брокер Atria Brokers Павел Лысенко журналу «Судоходство».

По его словам, среди всех сегментов тоннажа больше всего пострадали владельцы малых судов (Coaster) и барж. Украинский морской коридор продолжает обслуживать большинство зерновых грузов, оставляя меньше объемов для портов на Дунае. Это значительно сузило перспективы эксплуатации барж и малых судов. Фрахтовые ставки на маршруте Измаил – Мармара снизились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.

«Доходы судовладельцев на этом маршруте сейчас ниже их операционных расходов», — отмечает Павел Лысенко.

Он напоминает, что летние месяцы принесли оживление экспорта зерна из Украины благодаря полноценному функционированию зернового коридора. Это позволило существенно увеличить поток товаров, облегчая внутреннее логистическое давление в период уборки урожая. Однако введенные в декабре правительственные ограничения, в частности, обязательная регистрация плательщиков НДС и установление минимальных экспортных цен, создали новые препятствия для экспортеров.

В результате декабрь, обычно отмечаемый предпраздничным ажиотажем, когда участники рынка спешат выполнить контракты, в 2024 году оказался необычно спокойным. Эксперты отмечают, что этот сезон может стать наименее прибыльным для судовладельцев за последнее десятилетие.

Для более крупных сегментов, таких как Handysize и Panamax, ситуация также остается сложной для судовладельцев. Дисбаланс тоннажей и грузов в Черном и Средиземном морях достаточно острый. Ежедневные доходы (TCE) для судов класса Handysize при перевозке зерна из украинских портов в декабре уже приближаются к уровню операционных расходов. Ослабленный спрос Китая на кукурузу еще больше ограничивает возможности занятости для больших судов в этом регионе.

Павел Лысенко считает, что восстановления рынка малых судов в краткосрочной перспективе не ожидается. Даже если активность возобновится в середине января, когда большинство участников рынка вернется, значительный рост ставок маловероятен из-за необходимости очистки накопленного списка тоннажей после праздничного затишья.

«Для судов класса Supramax и Panamax рыночная производительность будет в значительной степени зависеть от спроса Китая на импорт кукурузы, который пока остается неопределенным. В то же время квоты Турции на импорт кукурузы и изменение снабженческих приоритетов Китая могут сыграть важную роль в определении динамики рынка в начале 2025 года», — заключает специалист.