Созданная россиянами госкомпания за прошлый год вывезла из оккупированной части Запорожской области почти 212 тыс. т зерна приблизительной стоимостью $46 млн. Украинское зерно вывозят в Турцию, Ливию и Израиль, а причастны к этому также европейские компании.
Как сообщает NGL.media, об этом свидетельствуют таможенные декларации российского «Государственного зернового оператора» (ГЗО) — основного экспортера сельхозкультур с оккупированных территорий.
Отмечается, что в середине мая 2022 года в оккупированном Мелитополе появилось государственное унитарное предприятие «Государственный зерновой оператор», которое создал глава оккупационной администрации Евгений Балицкий. Именно эта компания захватила большинство угодий, зерновых комплексов и сельскохозяйственной техники на оккупированной части Запорожской области.
За активную торговлю краденым украинским зерном в начале 2023 года это предприятие подпало под санкции США, позже санкции наложила Украина и Великобритания. Однако, как выяснили исследователи, ГЗО успешно обходит эти ограничения, используя для торговли на международных рынках компании—прокладки.
Исследователи выяснили, что из 212 тыс. т украинского зерна 145 тыс. т ГЗО экспортировало непосредственно, еще почти 67 тыс. т — через российские компании-прокладки, где ГЗО указано декларантом.
Действующие под «зонтиком» ГЗО российские компании-прокладки — «Агрогруп», «Самсон», «Тезори Делла Терра», «Глобал Трейд» и «Жениди Груп» являются посредниками с международными покупателями. Это дает им возможность в дальнейшем утверждать, что непосредственно у ГЗО они ничего не покупали. Используя посредников, ГЗО дополнительно маскирует украинское происхождение зерна.
В то же время компания Mercalix Trade Dmcc из ОАЭ отказалась от контракта на подсолнечник с «Тезори Делла Терра» из-за того, что судно, которое перевозило продукцию, подпадает под санкции. В Mercalix Trade Dmcc заявляют, что не имели никаких контактов с российским государственным ГЗО.
Согласно данным исследователей, зерно, которое ГЗО экспортирует иностранным компаниям, загружается в порту «Кавказ» в Керченском проливе на международно признанной территории россии. Это дает возможность указывать в таможенных документах «страна происхождения зерна — россия».
На самом деле ГЗО может отгружать зерно через захваченные украинские порты в Бердянске или Мариуполе, что значительно ближе к оккупированному Мелитополю, где базируется эта компания. Центр «Миротворец» и сообщество KibOrg регулярно отслеживают движение судов с зерном в Азово-Черноморском бассейне. В последнее время россияне существенно увеличили количество судов именно в портах Бердянска и Мариуполя — перебросили часть торгового флота из своих северных морей.
«Корабли идут просто один за другим. К примеру, в севастопольской Доковой бухте, где расположен зерновой терминал «Авлита», он фактически все время занят. Они даже задействовали причал, который ранее использовался для загрузки непродовольственных товаров. То есть это очень серьезно», — говорится в сообщении.
Кроме того, часть зерна из Мелитополя могут вывозить по суше в порт «Азов» в Ростовской области рф, а там перегружать на российские суда, которые транспортируют его в порт «Кавказ», предполагают исследователи, отметив, что этот путь очень трудно отследить.