Об этом сообщил эксперт по вопросам торгово-экономических отношений между Китаем и Украиной Син Хайпэн (Шэньчжэнь, Китай) во время вебинара «Рынок КНР после пика кризиса: тенденции и возможности для украинских экспортеров».
«По данным на 17 апреля, ВВП Китая в первом квартале 2020 года сократился на 6,8%, что стало первым снижением этого показателя с 1976 года. Снижение основных экономических показателей в марте заметно сократилось. Второй квартал будет существенно лучше. Это фундаментальная тенденция», — отмечает Син Хайпэн.
По его словам, в период пандемии было сокращение в промышленности на уровне 13,5%, в розничных продажах — 20,5%, инвестициях — 24,5%. Но уже в марте отрасли демонстрируют восстановление.
«Что касается внешней торговли, то в первом квартале 2020 года объем экспорта и импорта товаров сократился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт-импорт в марте составил 2445,9 млрд юаней, что на 0,8% меньше, чем в январе-феврале», — отмечает Син Хайпэн.
Также он подчеркнул, что масштабы и глубина воздействия эпидемии на экономику Китая в первом квартале превзошли ожидания, но судя по характеру и движению изменений основных показателей, шок был кратковременным и в целом управляемым, а экономический и социальный порядок ускорялся.
«Украинским производителям, которые хотят вывести на китайский рынок свою продукцию, можно использовать онлайн-площадки, у нас их 3-4 глобальных, и под ними более 1 тыс. вертикальных розничных интернет-магазинов. Но нужно учитывать, что онлайн-бизнес в Китае не особо отличается от офлайн. Если взять торговые сети, как иностранные, частные, так и государственные, то они полностью или частично контролируются двумя онлайн-площадками — Alibaba и Tencent. В пятерку крупнейших торговых сетей по показателям доли рынка в Китае входят Sunart (RT-Mart Auchan) — 8,4%, CR Vanguard — 6,7%, WalMart — 5,3%, YH — 3,4%, Carrefour — 3,2%», — рассказывает Син Хайпэн.
Также он отметил, что в Китае происходит обновление потребления. Для местного населения уже стали привычными продукты питания европейского происхождения — яблоки, молочные продукты, десерты, пиво, вино, которые продаются в Китае с 2014 года.
«Китайская таможня вводит мероприятия по расширению импорта зарубежных товаров в страну. И с учетом того, что население Китая составляет 1,5 млрд человек, рост рынка хотя бы на 1% будет достаточным для мировых поставщиков. Преимуществом украинской продукции является хорошая цена и качество продуктов. Но есть ряд вопросов, которые Украине нужно решить для выхода отечественной продукции на китайский рынок. Например, система возврата НДС или же проблема с упаковкой продукции, которая не соответствует стандартам, нежелание украинских поставщиков изучать китайский рынок», — отмечает Син Хайпэн.
Что касается логистических проблем, эксперт отметил, что на данный момент есть сокращение авиа- и морских перевозок, но активно развивается железнодорожная логистика.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua