Октябрьские изменения правительства в системе блокирования налоговых накладных столкнули невероятное количество бизнесов с этой проблемой и заставили подавать обширную дополнительную документацию.
Об этом рассказал бизнес-омбудсмен Роман Ващук в интервью «Укринформ».
«И эта массовость — не единственная проблема: очень часто в своем решении налоговая не указывает, каких документов не хватает, что следует подать для учета таблиц данных, достижения разблокирования накладной или вывода компании из перечня рисковых. Бизнес должен угадывать — сколько документов подать и относительно чего. Речь идет о целых коробках, кипах документов, которые физически передаются или сканируются — это фактически стало еще одной формой налогообложения, которая съедает время и деньги бизнеса», — констатирует он.
Расследование Совета бизнес-омбудсмена, проведенное в декабре, показало, что на процедуру подготовки документов для разблокирования одной накладной бизнесу требуется не один час, а как минимум 12.
«Это уже указывает на то, что влияние на операции бизнеса значительно больше, чем Минфин или налоговая себе представляли, или по крайней мере убеждали Государственную регуляторную службу в своих документах», — добавил Роман Ващук, отметив, что из 2-х миллионов остановленных в 2022 году налоговых накладных впоследствии сама налоговая разблокировала 1,2 млн.
«Поэтому мы считаем, что от подобных ситуаций нужны предохранители. К примеру, если снова так произойдет, когда 10-15% бизнесов пострадают от остановки накладных, то это будет признаком, что нужно тщательнее присмотреться к тому, что происходит... То есть это не значит, что в законе нужно где-то прописать, что не может быть более 10% бизнеса, у которого остановлены накладные. Конечно, ситуация может меняться, может пойти волна мошенничества по Украине. Кто знает? Но эти предохранители нужны, чтобы не допустить такой критической ситуации, как после принятия октябрьских изменений», — подчеркнул он.
Роман Ващук признал, что благодаря декабрьским и февральским изменениям в постановление №1165 бизнес немного успокоился. Налоговая несколько упростила порядок регистрации накладных. В январе пошел возврат НДС. Хотя тысячи накладных еще остаются заблокированными. То есть те изменения — конечно, движение в правильном направлении, но, очевидно, они еще недостаточны для исправления проблемы.