Директор GREENSTONE Максим Березкин в эксклюзивном интервью AgroPortal.ua рассказал о деталях процесса разделения задолженности, первых результатах работы GREENSTONE, а также ближайших планах на будущее.
Несмотря на то, что после продажи Вами части бизнеса «Креатива» прошло уже больше полугода, сложная ситуация с финансовым подтекстом продолжает быть у всех на слуху. Предлагаю сделать ретроспективу, и хочу спросить: когда Вы поняли, что компанию необходимо продать?
Максим Березкин: Говорить о том, что мы планировали продажу компании некорректно. Однако начиная с 2014 года из-за ряда факторов, таких как девальвация гривни, постоянный невозврат НДС в компанию и сложная геополитическая ситуация в Украине, мы стали думать в этом направлении. В 2015 году все вышеперечисленное серьезно усложнило операционные производственные процессы в компании: при 80% выручки в валюте и колоссальном объеме экспорта, сумма невозмещенного НДС по группе компаний доходила до 700 млн грн одномоментно.
Как известно, масложировой бизнес очень зависим от наличия оборотного капитала. Без достаточного уровня рабочего капитала компания не может быть конкурентной. Получив отказ в финансировании от иностранных банков в начале сезона 2014/2015, у нас в наличии было всего 30% от необходимой суммы для оборотных средств. Адекватно оценивая сложившуюся ситуацию, было принято решение — продать масложировую часть бизнеса, чтобы сохранить 3000 рабочих мест на действующих предприятиях.
Как долго шли переговоры по продаже «Креатива», и какой была сумма сделки?
Максим Березкин: В принципе, сделка прошла достаточно быстро. 28 августа мы зарегистрировали компанию Greenstone Management как управляющую новой группой GREENSTONE. Последняя объединила бизнесы, оставшиеся в нашем портфеле. Относительно суммы скажу, что она была намного меньше реальной рыночной стоимости компании, однако для нас целью сделки было не получение прибыли, а стратегическое сохранение предприятий в работающем состоянии. Трудно было прийти к решению продать бизнес, построенный тобой с нуля, и разделить на части компанию, входящую в тройку лидеров АПК, но это было сделано, как я уже говорил, из стратегических соображений и планов дальнейшего развития. Ибо бросать бизнес и уходить с рынка мы не собирались.
Расскажите о группе компаний GREENSTONE. Почему приняли решение сохранить часть бизнесов? Как консолидированы активы в пределах группы?
Максим Березкин: На базе около 25-30% всех активов «Креатива», которые остались после продажи, нами была создана группа компаний GREENSTONE, представленная такими бизнес-направлениями: сельскохозяйственным — на 35 тыс. га земли, соевым заводом Protein Production, свинокомплексом в Кировоградской области, автопарком грузовых машин (около 200 единиц), и несколькими инвестпроектами, такими как утиная ферма в Черниговской области мощностью 11 млн голов в год. Своей основной задачей мы считаем оптимизацию процессов управления, чтобы оставшиеся у нас активы продолжали функционировать в условиях нестабильных реалий экономики и украинского рынка АПК.
С Вами осталась команда из предыдущей компании?
Максим Березкин: Да, с нами ушла вся наша команда. В новой структуре — профессионалы, многие из которых работают с момента основания компании моим отцом, а также те, кто присоединился к нам за годы экспансивного развития масложирового направления и поддерживает наши ценности. Сегодня эти люди — авангард новой группы компаний GREENSTONE.
Какая часть долга группы «Креатив» перешла к GREENSTONE? Что это за обязательства?
Максим Березкин: Распределение долговой нагрузки происходило достаточно просто: то, что операционно относилось к переработке семян подсолнечника и масложировому бизнесу осталось в кредитном портфеле «Креатива» и новых собственников. Долговая нагрузка, относящаяся к нашим бизнес-направлениям, осталась за нами.
Как собираетесь договариваться с кредиторами?
Максим Березкин: Какими бы ни были сложными исходные данные, всегда можно и нужно договариваться. Такой была и остается наша принципиальная позиция. За истекшие полгода компания GREENSTONE вела активную работу по переоформлению кредитов тех банков, которые по договору купли-продажи остались за нами. Однако процесс разделения еще не окончен. На данном этапе это наш основной фокус. В настоящий момент мы продолжаем продвигаться в переговорных процессах, детали которых пока не хотел бы разглашать.
Новое руководство «Креатива» продолжает судебные разбирательства по кредитным обязательствам с синдикатом банков на сумму $300 млн, ссылаясь на исчезновение залогового имущества. Можете прокомментировать ситуацию?
Максим Березкин: Мы работали с синдикатом банков, начиная с 2011 года, лимиты на кредитование все время увеличивались, из года в год мы кредит гасили полностью к началу сезона. По состоянию на начало сезона 2013/2014 была достигнута договоренность о получении кредитного лимита в сумме $300 млн. В течении того сезона было выбрано $260 млн. На момент продажи сумма задолженности по данной кредитной линии составила порядка $74 млн. Секрета из этого мы не делали. «Креатив», будучи под нашим руководством, вел активные переговоры с иностранными банками, входящими в синдикат, по реструктуризации этого долга, обслуживая кредит и регулярно выплачивая проценты по нему. Теперешние споры, — это уже новейшая история «Креатива», к которой мы не имеем отношения и которую мы не комментируем.
Вы сотрудничаете с правоохранительными органами?
Максим Березкин: Я знаю, что на сегодняшний момент возбуждено несколько уголовных дел, которые уходят корнями в то время, когда «Креатив» был нашим бизнесом. К нам, и в частности ко мне, следствие обращалось за разъяснениями, я встречался с представителями правоохранительных органов и отвечал на вопросы, помогая разобраться в ситуации. Мы всегда открыты к сотрудничеству в рамках правового поля.
В этом маркетинговом году работали ваши мощности по переработке сои?
Максим Березкин: Соевый завод Protein Production, на котором установлены энергоэффективные технологии, позволяющие полностью отказаться от использования природного газа, продолжает активно работать. В течение 2014/15 маркетингового года было переработано более 150 тыс. т соевых бобов, из которых произведено 105 тыс. т соевого шрота и около 27 тыс. т соевого масла, по своим показателям полностью отвечающего мировым стандартам качества. Это позволило нам поднять уровень экспорта до максимального показателя. Мы увеличили объем поставок на два премиальных рынка: 40% соевого шрота мы экспортируем в Белоруссию, 90% нашего соевого масла мы отправляем в Китай, а 10% — на рынок ЕС. Также впервые компания отгрузила соевый шрот на базисе FOB и экспортировала продукцию в Турцию, Грузию и Азербайджан.
Следует ли из этого, что GREENSTONE занимается не только производством, но и трейдингом?
Максим Березкин: Да, в нашу группу входит Greenstone Trading, компания, которая курирует все процессы продаж с широким товарным ассортиментом, в числе которого — производимые нами соевое масло и шрот. География нашего экспорта в настоящий момент представлена не только упомянутыми ранее Белоруссией, КНР и странами ЕС, но также Ливаном, Иорданией, Израилем, Малайзией, Сингапуром, Южной Кореей и ОАЭ. Уверен, что это только первые результаты работы нашего трейдингового направления.
Как оцениваете ситуацию с наличием сырья на рынке?
Максим Березкин: Сейчас в Украине наблюдается расширение посевных площадей под соей, что влечет за собой рост общего валового урожая этой культуры. Поэтому в отношении сои в стране наблюдаются тенденции, похожие на те, которые были в начале 2000-х с подсолнечником. Это способствует развитию нашего соевого бизнеса.
Планируете привлекать новые кредитные средства на развитие GREENSTONE?
Максим Березкин: Говорить о привлечении новых кредитов и, как следствие, развитии новых направлений, пока преждевременно. Сейчас мы занимаемся структурированием текущего бизнеса и операционными вопросами. Когда этот процесс будет завершен, мы, конечно, возобновим развитие наших инвестпроектов.
Наталия Бортник, AgroPortal.ua