Украинский бизнес после двух подряд месяцев позитивных настроений в мае ухудшил оценки результатов своей деятельности.
Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального банка Украины.
Так, индекс ожиданий деловой активности (ИОДА) в мае 2024 года снизился до 48,0 с 52,3 в апреле.
«Усиление интенсивности боевых действий и обстрелов инфраструктурных объектов, дефицит электроэнергии, рост производственных затрат из-за высоких цен на топливо и подорожания логистики, слабый инвестиционный спрос, ухудшение курсовых ожиданий, значительный дефицит квалифицированных кадров, а также неопределенность относительно дальнейшего хода боевых действий и условий мобилизации сотрудников — все эти факторы осложнили экономическую активность и повлияли на ухудшение ожиданий предприятий всех секторов», — пояснили в НБУ.
Предприятия промышленности ухудшили оценки результатов своей деятельности на ближайшую перспективу под влиянием высоких рисков безопасности, подорожания производственных затрат и дефицита электроэнергии: секторальный индекс в мае составил 48,8 (в апреле — 51,7).
В торговле также ожидают ухудшения на фоне подорожания импорта, высоких цен на топливо и снижения спроса: секторальный индекс в мае составил 47,7 (в апреле — 51,8).
Строители пессимистично оценили свои экономические результаты, несмотря на благоприятные погодные условия и устойчивый внутренний спрос: секторальный индекс в мае составил 49,8 по сравнению с 53,4 в апреле.
Предприятия сферы услуг сдержанно оценили результаты своей экономической деятельности и ухудшили ожидания относительно экономических перспектив, учитывая нехватку квалифицированных кадров, подорожание логистических расходов и слабый спрос: секторальный индекс снизился до 47,2 в мае с 53,1 в апреле.
Респонденты ослабили позитивные ожидания относительно объемов произведенной продукции, объемов новых заказов. Ожидается существенное уменьшение товарооборота и рост закупочных цен.
Ситуация на рынке труда остается непростой. Как и в предыдущем опросе, только респонденты строительства ожидали незначительного увеличения общей численности работников. Руководители других секторов ухудшили свои оценки и ожидали дальнейшего сокращения персонала, больше всего — в сфере услуг.