Об этом в своем блоге для издания «Новое время» пишет генеральный директор «Индустриальной молочной компании», президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекс Лисситса.
Отвечая на вопрос «Почему для европейцев было принципиально отстоять эти географические указания?», Алекс Лисситса указывает, что каждый регион в Европе защищает свои торговые марки.
«В ЕС зарегистрировано более полутысячи географических указаний и указаний о происхождении. Из них более сотни относятся к сырам, 106 — овощам и фруктам, 80 — свежему мясу, 58 — маслам, 52 — мясным изделиям», — констатирует он, добавляя, что географическое указание — это идентификация товара, который происходит с определенной территории, страны, региона или местности и имеет особое качество, репутацию и другие важные характеристики.
«Сегодня европейские производители объединяются в ассоциации своих торговых марок путем регистрации географических указаний и защищают права на использование этих брендов. Поэтому когда Украина подписывала с ЕС Соглашение о зоне свободной торговли, возникало очень много вопросов по большинству таких позиций. Нашей же стране удалось отстоять лишь несколько позиций, которые пересекались в ЕС и Украине. Например, сохранить право на вино Кагор, которое у нас широко распространено и используется в религиозных обрядах. Однако, мы не смогли отстоять шампанские вина, коньяк и т.д. из-за твердой позиции европейских производителей», — отметил Алекс Лисситса.
На его взгляд, тот факт, что в Украине не существует спецификации товаров, которые обозначаются географическими указаниями, разрушает возможность получения охраны для украинских указаний на территории Европейского Союза. Хотя в Украине как раз есть регионы, которым есть чем похвастаться: те же херсонские томаты, нежинские огурцы, мелитопольськая черешня и вишня, ялтинский или крымский лук, карпатский чай, киевский торт и др.
К сожалению, эти указания не зарегистрированы, а соответственно и незащищенные до этого времени не только в Украине, но и за рубежом.
«Почему это важно? Если у Украины есть стратегия выхода наших товаров на внешние рынки, то стоит сосредоточиться на конкретных товарах, которые являются конкурентоспособными, и продавать не только их, но и их историю возникновения особого (например, через уникальность природно-климатических условий выращивания). Это даст возможность развиваться производителям целых регионов, какие-то кластеры или кооперативы», — подытожил Алекс Лисситса.