Источник фото: zambianguardian.com
Фермеры и крупные агрохолдинги в условиях заблокированных портов находят новые логистические решения, но мешает устаревшее бюрократическое законодательство.
Такое мнение высказал СЕО брокерской компании Spike Brokers Александр Соловей в колонке на «Экономической правде».
Он считает, что для стремительного экономического развития нужно уже сейчас проводить изменения в законодательстве. Александр Соловей назвал основные проблемы, возникающие у украинских экспортеров.
Проблема №1. Все еще очень много бюрократии и бумаг
«До войны экспортные партии аккумулировались в портах, куда товар свозился многими транспортными средствами. Там и производилось оформление на экспорт. Сейчас основная часть сельхозсырья поставляется на внешние рынки железнодорожным и автомобильным транспортом. И на каждое это транспортное средство необходима отдельная документация», — объяснил он.
Проблема №2. Потеря денег из-за негибкости и зарегулированности нынешнего таможенного законодательства
Александр Соловей объясняет, что большая проблема — корректировка на таможне ранее выданных экспортных деклараций. К примеру, контракт предусматривает базовое содержание масла на уровне 44% на сырое вещество. Когда фактическое масло составляет более 44%, покупатель платит премию, которая может достигать 5% от цены контракта.
«К сожалению, на сегодняшний день сопроводительная документация очень строгая, детальная, любит штрафы и не любит изменений», — добавляет он.
Проблема №3. Устаревшая бюрократическая процедура заключения контракта
«Всем нашим экспортерам необходимо обязательно оформлять бумажный, подписанный с обеих сторон, скрепленный печатью контракт. В то время как для европейцев действует английское или торговое право, согласно которому достаточно договоренности по электронной почте. В результате европейцы не спешат с тем, чтобы подписывать контракт», — объясняет он и добавляет, что украинцы выкручиваются, создавая свои нерезидентские компании, и затем быстро между своими компаниями делают контракт на экспорт.
Проблема №4. Бюрократическое законодательство сдерживает развитие удобных, логических и креативных решений для бизнеса
В условиях заблокированных портов выходом из ситуации могло бы быть перемещение товара из Украины в порты других стран и продажа уже из них. Но это невозможно в рамках современного законодательства, заявляет Александр Соловей.
«Чтобы перевезти товар за границу, нужно уже иметь контракт на реализацию. А в сегодняшних реалиях контракт невозможно подписать, потому что нельзя спрогнозировать логистику», — добавляет он.
Здесь снова часто помогают нерезидентские компании.
Проблема №5. Система, способствующая не экономическому развитию, а созданию возможностей для коррупции и взяточничества
«В то время как Украина нуждается в быстром и эффективном перезапуске экономики, а украинский производитель — в средствах на проведение посевной, продолжительность выдачи справки для товара относительно ГМО составляет 7 дней. Все должно подождать, пока инспектор сделает сертификацию! Что получаем? Задержка с отгрузкой, получением средств, проблемы с посевной. И в результате — катастрофа для агробизнеса, зато хорошие возможности для развития взяточничества», — объясняет эксперт.
Проблема №6. Фактическое отсутствие презумпции невиновности
«Украинскому производителю для развития бизнеса нужно ходить по минному полю штрафов и санкций.
А когда хождение по минному полю приобретает буквальное значение, нужно идти навстречу украинскому бизнесу. Исправлять ситуацию на уровне базовых основ и подходов фискальной и таможенной политики.
Украинские производители уже доказали, что они полностью готовы сознательно, а не по принуждению, поддерживать государство. И государству тоже пора пойти навстречу и относиться к предпринимателям не как к преступникам, а как сознательным гражданам», — подытожил Соловей.