Экспортировать в Африку сложно. Выиграет тот, кто преодолеет все преграды

23 января 2020, 07:30 3758

Один из крупнейших торговых партнеров Украины в Африке — Эфиопия — недавно выразила заинтересованность в усилении сотрудничества. В частности, в импорте украинской пшеницы. Однако этот интерес носит скорее тактический, чем стратегический характер.

Такое мнение в комментарии для AgroPortal.ua выразил основатель Global Ukrainian Distribution, Investment and Trading (GUDIT) Артем Гудков.

«Население Эфиопии растет с бешеной скоростью, разумеется, пропорционально растут и потребности в продуктах питания. Однако сырьевой рынок очень изменчив. Если в дальнейшем им будет экономически выгоднее импортировать пшеницу из Турции или стратегически важнее из США, то именно так они и поступят. Если же будут продолжать покупать в Украине, то только из-за конкурентной цены. На сырьевом рынке нет ничего личного, только бизнес», — говорит эксперт.

В целом украинские компании могут экспортировать в Эфиопию весь ассортимент продовольственной группы. Второй вопрос — кто готов в Эфиопии или в других странах Африки импортировать товары?

«Континент ежегодно потребляет товаров на миллиарды долларов. Когда видишь на полках магазинов макароны из Турции, маринованные огурцы из Индии или Таиланда, сыр из Польши, кетчуп из Канады, то мимоходом ловишь себя на мысли, почему все эти продукты не могут быть из Украины», — размышляет Гудков.

На самом деле, считает он, качество украинских продуктов намного выше, чем аналоги присутствующих на рынке конкурентов. Однако большинство наших товаров являются конкурентными по цене только в случае построения собственной дистрибуции. Работа с местными импортерами или дистрибьюторами приводит к почти двойному росту стоимости товара для конечного потребителя.

По его мнению, стратегическим партнером Украины на африканском континенте должна стать Субсахарская Африка.

«В целом же африканские страны находятся в поиске надежного партнера, который поможет им технологиями, знаниями, опытом. То есть, было бы желание, и каждая открыта к сотрудничеству», — добавляет Гудков.

Анализируя результаты торговли с африканскими странами в 2019 г., каких-то радикальных изменений эксперт не отмечает. «Есть ситуативные всплески: то пшеница, то мука, однако доля товаров с высокой добавленной стоимостью крайне низкая. Очевидно, что отсутствует системный характер подобных поставок», — объясняет он.

Чтобы изменить ситуацию, необходима хлопотная и сложная работа в регионе в коалиции бизнеса с государством.

«Объективно, ни нас, ни наши товары в Африке никто не знает и с паляницей в порту не ждет. За этот рынок надо бороться. Для этого нужна стратегия и сила воли. Иначе мы так и будем тешить себя, что кто-то приехал и купил нашу пшеницу, которая является фактически одним из немногих наших экспортных товаров», — говорит Гудков.

Чтобы развивать экспорт, украинцы должны ездить, встречаться, убеждать. Продвижение — это активное действие, а не пассивное.

«В 2020 г. мы планируем наращивать объемы и ассортимент товаров с добавленной стоимостью. Стараемся отдавать предпочтение нишевым, не слишком популярным товарам, которых или мало на рынке, или они вообще отсутствуют. Что касается Украины, вряд ли что-то изменится, учитывая отсутствие стратегии и пассивность профильного министерства», — добавляет основатель GUDIT.

В целом, сложностей в процессе налаживания экспорта в Африку немало. Чего стоит одна только сертификация. Однако разве есть рынок, где все просто?

«Сложно экспортировать в любую страну мира, везде свои тонкости и нюансы. И вопрос не только в экспорте. Бизнес — сложная вещь в целом. Выигрывает только тот, кто имеет понимание направления движения, желаемого результата и преодолевает все препятствия. Остальных же жизнь выбрасывает на обочину», — подытожил Гудков.


Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua