Вместе с опытными специалистами KMZ Industries продолжаем серию «Элеваторных граблей», чтобы вы точно знали, на что обратить внимание, выбирая монтажников, смогли правильно проконтролировать их работу и избежать распространенных ошибок на этом едва ли не самом ответственном этапе.
Если спросить производителя о возможной экономии при строительстве элеватора, вам действительно смогут порекомендовать различные опции и назвать участки — оборудования и процессов — где такая экономия вполне возможна, конечно же, с учетом индивидуальных задач вашего зернохранилища. Но что можно сказать наверняка, так это то, что монтажа в этом списке точно не будет. Скорее он будет в топе услуг, на которых экономить не рекомендуется. Почему?
Потому что монтаж элеватора — исключительно специализированная услуга, и, как бы вас не убеждали, качественно предоставить ее обычная строительная бригада не способна. Знаете, как готовят специалистов для выполнения монтажных работ производители оборудования? У нас в KMZ Industries, например, будущие монтажники сначала собирают и изучают оборудование в производственных цехах предприятия, конечно же, проходят необходимые тренинги по вопросам охраны труда и техники безопасности, участвуют в экспериментальных сборках. И лишь потом, и только в составе бригады опытных специалистов совершенствуют свои навыки непосредственно на объектах.
Учтите также, что производители, так сказать, не стоят на месте: постоянно совершенствуют и дорабатывают свою продукцию. Сторонние же монтажники (даже те, кто имеет хотя бы опыт сборки в сопровождении с шефмонтажом завода-изготовителя, не говоря уже о тех, кто элеватор вообще видит впервые, однако бодро берется его монтировать) обычно пропускают эти нововведения и допускают ошибки, порой очень существенные. Чтобы вы понимали масштаб проблемы: иногда, чтобы исправить их, приходится чуть ли не полностью разбирать и заново собирать оборудование.
Тенденции рынка — обнадеживающие
На самом деле осведомленность рынка о таких рисках постоянно растет, и надо сказать, в последнее время наши клиенты все чаще еще на этапе переговоров о приобретении оборудования спрашивают, обеспечиваем ли мы еще и монтаж. Это и спокойствие заказчика, и отсутствие спорных вопросов, которые так или иначе возникают в случае привлечения стороннего подрядчика, и гарантия от производителя. Вообще тренд, когда клиент желает, чтобы поставщик оборудования также и монтировал его, очень заметен. Подтверждение этому — постоянная загруженность монтажного подразделения KMZ Industries и увеличение заказов у нас по этой услуге в этом году в три раза: только за последний месяц, например, к работе были привлечены 150 наших монтажников и шефмонтажников на объектах в 7 областях Украины.
Причины и последствия. Каких ошибок следует избегать?
Однако аргументы все еще есть и у сторонников «экономии» — сомнительной, конечно, потому что, как показывает практика, если от услуг монтажа от завода-производителя и присутствия его специалистов отказались, то потом все равно вызывают их наладить работу оборудования: а это уже дополнительные расходы, которых можно было бы избежать заранее. Кто-то действительно соблазняется ценовым демпингом от непрофессиональных «однодневных» бригад, которые выходят на рынок по причине значительного спроса на монтаж элеваторов, кто-то аргументирует еще проще: «Производитель убеждает только потому, что заинтересован, чтобы я взял еще и монтаж. А зачем, если у меня ребята есть смышлёные? В прошлый раз мне коровник строили, справились. Доверяю им и найму». Вот и такая бывает аргументация. Впрочем, не будем отвлекаться на анализ причин таких решений, а лучше посмотрим на возможные последствия и проанализируем основные ошибки этапа монтажа.
· Первая и основная ошибка — это выбор исполнителя работ исключительно по критерию «цена». В 99% случаев за таким внешне привлекательным предложением стоят неквалифицированные специалисты.
· Вторая — не изучение монтажниками и техническим надзором сборочных чертежей завода-производителя.
· Третья ошибка — это когда документацию вроде бы и изучили, но толком не разобрались. С заводом-изготовителем не связались, вопрос не выяснили, все делают на интуитивном уровне — именно так появляются «лишние» детали и другие неприятные сюрпризы.
· Четвертая ошибка — незаинтересованность технических надзоров в процессе сборки. Оборудование смонтировано, стоит и вроде даже работает на холостом ходу: этого достаточно, чтобы его принять. А 99% всех проблем, которые возникают из-за некачественного монтажа, проявляются уже на этапе эксплуатации.
· Пятая ошибка — отсутствие проекта производства работ. А из-за этого — неправильный подбор грузоподъемного оборудования, неправильная строповка. В результате деформируются детали оборудования, иногда даже происходит их обрыв, что приводит к падению силоса.
· Шестая и последующие ошибки: отсутствие или неправильное применение герметизирующих материалов, перепутывание деталей, неправильная затяжка болтовых соединений, присутствие элементов, не предусмотренных заводом-изготовителем, и отсутствие тех, которые предусмотрены, нарушение последовательности монтажа, смещение конструкций с проектных отметок и осей, повреждение элементов конструкций и многое, многое другое.
Последствия ошибок бывают разными: иногда, чтобы оборудование заработало, достаточно подкрутить пару гаек, а бывает, как уже говорили ранее, что из-за допущенных ошибок монтажа заказчик вынужден заменять оборудование полностью или для замены поврежденной детали разбирать и заново собирать все или значительную часть оборудования.
И да, всего этого можно избежать, просто не допустив первой ошибки и отдав предпочтение специализированной бригаде.
Обратите внимание и на «домонтажные» недочеты
Среди наиболее распространенных:
· Ошибки при строительстве фундаментов, оснований: например, когда чтобы поскорее запустить бригады для монтажа, бетону не дают набрать необходимую прочность, которая нужна для работы химического анкера для крепления силоса к основанию. Это «вылезает боком» уже потом, в процессе эксплуатации — в виде некачественного уплотнения основания. Оно приводит к неравномерным оседаниям внутренней части силосов, а иногда даже и главного опорного кольца.
· Проблемы с креплениями анкеров, которые фиксируют металлическую емкость к фундаменту. Здесь должен быть особый контроль со стороны технического надзора: нужно проконтролировать диаметр и глубину сверления отверстия, качество обеспыливания, глубину установки анкера и полноту заполнения отверстия химической смесью. На этот этап обязательно составляется акт освидетельствования скрытых работ, и работу принимают комиссией. Если в ходе установки что-то идет не так и установить анкер в проектном месте не получается, нужно обязательно вызвать проектировщика, а при необходимости — и разработчика оборудования и принять решение о дальнейших действиях.
Бывает также, что проектировщик, когда проектирует часть железобетонных конструкций, закладывает в месте установки анкерных шпилек армирование, из-за которого впоследствии невозможно просверлить отверстие именно в том месте, где это необходимо. Все это из-за того, что разработчик не учитывает диаметр расположения анкерных шпилек, который указан в задании на фундамент. Бур сверлильной установки попадает в арматуру и уходит в сторону или быстро выходит из строя. Поэтому важно очень тщательно изучать документацию завода-изготовителя и не пренебрегать «мелочами»!
Внимание, безопасность!
Профессиональный монтаж — это не только навыки специалистов, но и соответствующее оборудование, наличием которого обычно могут похвастаться лишь специализированные бригады. Прежде всего, это такелажное устройство, которое попадает под действие специальных норм — «Правил охраны труда во время эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемных устройств и соответствующего оборудования», утвержденных приказом Министерства социальной политики Украины от 19.01.2018 г. №62.
Такая оснастка должна быть изготовлена по конструкторской документации, введена в эксплуатацию, проходить обязательные испытания и техническое освидетельствование. От ее качества зависит, будет ли вообще смонтирован силос, а самое главное — безопасность людей на вашей стройплощадке.
Кстати, подбор оснастки ведется исключительно расчетным методом при разработке проекта производства работ. Если неправильно рассчитать вес поднимаемого оборудования, не выполнить предусмотренную проектом фиксацию оснастки, то может произойти авария, которая обязательно повлечет за собой как минимум финансовые потери и срыв сроков. Самое страшное — могут пострадать и люди.
Монтаж и шефмонтаж от производителя: в чем преимущества и что выбрать?
А теперь — к тому, что действительно надежно и правильно. Что собой представляет монтаж и шефмонтаж от производителя, какие преимущества и что учесть?
Монтаж от завода — тот самый идеальный вариант. Предусматривает:
· Приемку основания под монтаж оборудования.
· Непосредственно монтаж по согласованному заказчиком проекту производства работ.
· Сдачу промежуточных этапов сборки техническому надзору.
· Проведение пусконаладочных работ.
· Сдачу смонтированного оборудования заказчику.
Здесь вы получаете максимальную безопасность: завод как никто другой заинтересован в качественном монтаже, ведь это — его репутация. Вам гарантированы соблюдение технологии сборки, минимальные сроки монтажа, оптимальная организация работ на стройплощадке и минимизация затрат на администрирование этой услуги. К тому же, заказывая монтаж у производителя, нет необходимости «покупать» еще и шефмонтаж: специалисты хорошо знают, как монтировать собственное оборудование, а любой бригадир может выступить в роли шефмонтажника.
Если же по разным причинам вы не можете заказать монтаж от производителя, советуем взять хотя бы услугу шефмонтажа: так вы будете уверены в том, что процесс монтажа вашего будущего элеватора — под присмотром, и в случае возникновения вопросов есть компетентный человек, к которому можно обратиться.
Шефмонтаж от производителя предусматривает:
· Консультирование по последовательности и правильности сборки оборудования.
· Разъяснение сборочных чертежей.
· Наблюдение за процессом сборки.
При этом не стоит путать понятия «шефмонтаж» и «технадзор»: за качество здесь отвечает организация, осуществляющая монтаж, и лицо, которое осуществляет технический контроль. Именно поэтому мы рекомендуем специалистам технического надзора внимательно изучать сборочную документацию, а шефмонтажник поможет в ней разобраться и проконсультирует о нюансах.
Кстати, мы также советуем осуществлять дополнительный этап контроля сборки крыши — так называемое проливание крыши. Это один из способов, который позволит удостовериться еще на начальных этапах монтажа силоса, что крыша герметична и в будущем зерно не пострадает от ее протекания, или увидеть ошибки монтажников и исправить их. Это, конечно, требует дополнительных средств: для такой проверки нужно обеспечить участок монтажа силосов непрерывной подачей воды, что на некоторых объектах возможно только с привлечением пожарных машин. Но если монтажная бригада отговаривает вас это делать — имейте сомнения в качестве выполненной ими работы. И вообще если ваш подрядчик утверждает, что шефмонтаж ему не нужен, это не характеризует его как хорошего специалиста — скорее всего он боится показать свою некомпетентность и опасается контроля за этапами сборки со стороны завода-производителя.
Чтобы не платить дважды
Продолжая тему необходимости всех предусмотренных этапов строительства элеватора, которую мы поднимаем в этой серии публикаций. Следует сказать, что необходимость монтажа вызывать вопросов, конечно же, не может. А вот необходимость выбирать только качественных, профессиональных, специализированных его исполнителей — здесь, надеемся, изложенные аргументы вас убедили. Не обольщайтесь низкой ценой. Выбирайте лучших. Организовывайте независимый многоступенчатый контроль выполнения строительно-монтажных работ. Это будет гарантировать вам своевременную сдачу объекта и убережет от возможных последствий аматорского подхода и неразумной экономии, как, например, разрушенные краны, помятые корпусы, заваленные силосы и множество других неприятных и опасных вещей.
И помните: это именно вам в будущем эксплуатировать объект — поэтому качество строительства и контроль монтажа вашего элеватора должны быть в приоритете!
N.B. Путь элеватора от проектирования до сдачи. Как не наступить «на грабли»?