Такое мнение высказал президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК Алекс Лисситса в интервью «Фактору».
Он отметил, что вопрос открытия рынка земли сейчас в Украине слишком заполитизирован.
«Украинский рынок земли можно сравнить только с украинским рынком лжи. Политические партии просто манипулируют этим вопросом. Можно вспомнить, что «Батькивщина» в 2007 году зарегистрировала законопроект о полной либерализации земельных отношений. То есть продажа земли любым компаниям, в том числе и нерезидентам Украины. Теперь у Юлии Владимировны диаметрально противоположная позиция. Так же происходит с другими политсилами», — сказал Алекс Лисситса.
Он подчеркнул, что на данном этапе рынок сельскохозяйственных земель является источником коррупции для всех органов власти.
«Есть еще так называемые невостребованные земли. То есть земли, владелец которых не объявился. Ими занимаются местные общины, и это тоже источник коррупции. Поэтому те, кто громче всех кричит «земля-матушка», «нельзя продавать», просто обирают эту землю», — пояснил Алекс Лисситса.
Он также отметил, что нужно внедрять земельный рынок.
«Государственные земли можно продавать на аукционах, чтобы предотвратить коррупцию. Можно ограничить доступ на рынок для иностранцев, а также продажу 3000 га земли. Это уже вопрос техники. Но без создания рынка земли мы никогда не преодолеем коррупцию», — считает президент УКАБ.
По его мнению, не стоит бояться, что с введением рынка земли селян обманут и скупят паи за бесценок.
«Наши люди не дураки. Если они будут знать, что государственная земля в соседнем селе ушла с аукциона за $3000, то не станут продавать свою за $2500. Поверьте мне, в радиусе 50 км все знают, по какой цене она продается», — добавил Лисситса.
Открытие рынка земли имеет ряд преимуществ, считает он.
«Первое — уменьшение коррупции. Второе — зайдут инвестиции. И это будут огромные средства, $10-12 млрд за первые 2-3 года. Эти деньги пойдут в экономику. Если их инвестировать в инфраструктуру тех же сельских дорог, то будет экономический взрыв, сразу рост на 2-3%», — сказал Лисситса.
Еще один плюс, по его мнению, — создание добавленной стоимости. Никто не готов вкладывать средства в животноводство без земельных гарантий, ведь такие проекты окупаются за 10-15 лет.
«Открытие рынка земли также будет способствовать повышению урожайности. Во многих областях нужно внедрять системы орошения, однако сейчас никто этого не делает, не имея гарантий относительно земли», — сказал Лисситса.