В 2019 году с 2,17 млн га орошаемых земель фактически поливалось около 532 тыс. га, а орошения и осушения осуществлялось менее чем на 300 тыс. га при общей площади дренажных систем на 363 млн га.
К сожалению, аграрное рейдерство в Украине продолжает существовать и имеет свои специфические черты, которые отличают его от рейдерства в других сферах бизнеса.
В Верховной Раде наконец взялись за решение вопроса распаевания земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий. У таких предприятий находятся в постоянном пользовании бессрочно и безвозмездно наиболее ценные сельхозземли, которые предоставлены государством или территориальными общинами для ведения исследовательской и селекционной работы.
Важной составляющей открытия рынка с/х земель является защита и обеспечение прав как собственников земель, так и землепользователей. Прежде всего, землепользователи заинтересованы в неприкасаемости их прав пользования землями на срок действия договоров аренды, субаренды, эмфитевзиса, а также возможности приобрести те земли, которые они обрабатывают и в которые вкладывают финансовые ресурсы.
Земли сельхоз назначения в Украине характеризуются высокой раздробленностью на небольшие участки, что связано с паеванием земель со средним размером пая в 4 га. Как результат, в пределах одного массива земель с/х назначения могут быть десятки отдельных земельных участков, находящихся в собственности десятков граждан и пользовании нескольких фермеров.
Примеры Японии, Кореи и Тайваня показывают, что удачные земельные реформы были толчком для индустриального развития стран. Вместо этого промедление с проведением земельной реформы в странах Юго-Восточной Азии сдерживает их экономическое процветание. Какие уроки из этого следует вынести Украине, рассмотрим на примерах этих стран.
Исследование вопроса рынка земли в других странах является актуальным в условиях завершения земельной реформы в Украине. Особенно ценным их опыт является для определения оптимальной для Украины модели рынка земли и недопущения проблем, имевших место в этих странах. Однако стала распространенной практика, когда противники земельной реформы манипулируют мнением общественности и предоставляют искаженную информацию об обороте земель в других странах.
Открытие рынка земли сельскохозяйственного назначения в течение последних 20 лет остается одним из самых острых и заполитизированных вопросов. И сейчас тема земельной реформы обросла многочисленными мифами об опасностях и рисках, из-за чего страна из года в год никак не может снять мораторий на продажу земель сельхозназначения, постоянно пролонгируя его.