Об этом рассказала директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.
Конечно, отмечает она, показатели разных секторов разные. Очень динамично растет экспорт продуктов питания, в первую очередь масла. А также продукции машиностроения.
При этом увеличилось количество выходов новых компаний, то есть компаний, которые ранее на этот рынок не экспортировали. Следовательно, рынок ЕС стал более привлекательным.
«Также это видно по использованию тарифных квот. Они занимают небольшую долю общего экспорта, но, поскольку это специальный режим регулирования торговли, существует механизм мониторинга наполнения тарифных квот, и можно посмотреть, насколько активно идет торговля. Например, тарифная квота на сахар, которая в 2014 г., в начале введения автономных торговых преференций, вообще не использовалась, в 2015 и 2016 гг. была полностью исчерпана. То есть компании используют возможности беспошлинной торговли и хотят больше и активнее торговать», — констатирует эксперт.
По ее мнению, если говорить о дальнейшем развитии торговли с ЕС, перспективы достаточно позитивные. После введения автономных преференций, которые затем были заменены созданием полноценной зоны свободной торговли, уже прошло несколько лет. Это время, которое было необходимо предприятиям для того, чтобы найти партнеров, определить товарные ниши, адаптировать продукцию. Плюс макроэкономическая ситуация стабилизировалась, продолжается дерегуляция, облегчается валютное регулирование. То есть создаются также внутренние стимулы для того, чтобы активнее производить и экспортировать.
«Поэтому я очень надеюсь, что мы будем видеть в ближайшее время продолжение и ускорение роста экспорта в ЕС. Как тех компаний, которые уже сейчас на рынке, так и выхода новых компаний малого и среднего бизнеса. Количество запросов относительно того, как выйти на рынок ЕС, показывает, что очень многие предприниматели сейчас думают именно об этом рынке», — подытожила Вероника Мовчан.
AgroPortal.ua по материалам «НВ Бизнес»