Такое мнение для AgroPortal.ua высказал генеральный директор комитета Межпрофессиональной организации шампанских вин Венсан Перрен.
Появится ли украинское вино на европейских полках?
Украина движется в правильном направлении. Соглашение об ассоциации с Европейским союзом предусматривает изменение названий продукции в соответствии с европейскими нормами. Шампань и Коньяк являются географическими названиями французских территорий, поэтому Франция требует, чтобы в других странах шампанское называлось «игристым вином», а коньяк — «бренди». На переименование у Украины есть 10 лет. Это означает, что к 2026 году эти названия должны быть полностью забыты.
Все больше стран отказываются от этих названий. Хороший пример Австралии. В 1995 году эта страна подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. На отказ от названия «шампанское» они имели только 5 лет, однако сделали это гораздо быстрее, ведь производители вин понимали, что если они сейчас начнут производить свои игристые, то их марки уже будут известны на момент запрета использования данного наименования во всем мире.
Украине для начала нужно смотреть в сторону стран, которые являются соседями, то есть на страны Восточной Европы. Но стоит помнить, что европейский потребитель хочет, чтобы вино имело свою аутентичность и изготавливалось с соблюдением всех экологических норм и правил.
Как популяризировать отечественное вино?
Сегодня потребитель начинает все больше интересоваться винами, которые имеют свою историю. Все, что появляется новое, сразу его притягивает. Например, если мы возьмем австрийские вина, то они пережили определенный период кризиса, но сейчас вышли на новый уровень, так же и с грузинскими винами, которые пользуются огромным спросом на китайском рынке. Все это благодаря совместным усилиям производителей.
В нашем регионе Шампань есть один общий флаг, под которым выступают 16 тыс. производителей, а это 300 торговых домов, которые имеют 4,9 млрд евро товарооборота в год. Почему мы сильны? Потому что у нас есть давние традиции и сложившаяся репутация. Наименование по происхождению у всех «шампанское», но под этим названием может быть масса индивидуальных марок. Поэтому получается, что каждая марка имеет свою силу: наименование «шампанское» дает авторитет, а качество — создается благодаря индивидуальным производителям.
Также важно сохранять баланс между теми, кто выращивает виноград, теми, кто производит вино, и теми, кто занимается его коммерциализацией. Каждый участник этой цепи должен иметь свою добавленную стоимость. Для успешного развития отрасли нужны законодательные рамки. Во Франции нам повезло, ведь мы работаем по европейским правилам, и они стабильны. Но, кроме того, у нас есть желание самим решать свои проблемы.
Согласно закону 1941 года эта ответственность была отдана профессиональным организациям, в нашем случае — это комитет Межпрофессиональной организации шампанских вин, которым я руковожу. Эта модель межпрофессиональных организаций сложилась у нас исторически, и они создаются не только в виноделии, но и в семеноводстве, производстве сыра и т.п. На сегодняшний день более половины стран Евросоюза также имеют у себя межпрофессиональные организации.
Какие вызовы стоят перед категорией «шампанское» в мире?
Существует два больших вызова. Сегодня во Франции впервые после 1914 года экспорт превышает внутреннее потребление. Раньше так было в 19 веке, тогда нашими основными рынками сбыта были Англия и Россия. Сейчас мы снова больше экспортируем. Основные направления нашего экспорта — США и Азия.
Второй вызов — вопрос окружающей среды. В Европе происходит процесс изменения самой технологии выращивания винограда, она переходит на более экологические принципы, чтобы сохранить природу будущим поколениям.
Третье — это конкуренция. Сегодня существует очень большое разнообразие игристых вин: вина индустриальные, которые производятся в больших объемах с небольшой добавленной стоимостью, а есть вина, привязанные к своему происхождению, — вина высшей гаммы. Однако, если мы хотим привлечь настоящего ценителя вина, то должны освоить вина, которые имеют привязку к своему происхождению.
И последнее — это образование. Нужно учить и тех, кто производит и продает вино, и одновременно воспитывать потребителя, который будет осознанно делать выбор при покупке напитка.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua