Без права на ошибку, или Как попасть на европейскую полку

27 июня 2016, 07:42 4502

Днями «десант» из украинских политиков, экспертов и участников рынка провел в Брюсселе круглый стол с целью углубления сотрудничества Украины с Европейским Союзом с акцентом на взаимовыгодную интеграцию аграрного сектора нашей страны в европейское сообщество.

Собственно, аграрный диалог между Украиной и ЕС, без всяких сомнений, активен. О чем свидетельствует и статистика. Так, в Министерстве аграрной политики и продовольствия подсчитали, что в страны ЕС за 4 месяца текущего года экспортировано продукции сельскохозяйственного производства практически на $1,5 млрд.

В целом, Украина входит в десятку стран мира, которые в буквальном смысле этого слова «кормят» Евросоюз. Примечательно, что согласно данным отчета Еврокомиссии, обнародованном накануне, наша страна поднялась на седьмую ступеньку. 

Есть, конечно, куда расти, учитывая, что мы производим больше, чем потребляем. Но краеугольным камнем здесь становятся квоты на экспорт сельскохозяйственной продукции в Европейский Союз, предусмотренные Соглашением об ассоциации, ведь они являются тарифными, предусматривая лишь объем товаров, который может быть поставлен без пошлин. 

По состоянию на начало июня, отмечают в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Украина полностью исчерпала годовые квоты на поставки в ЕС кукурузы (400 тыс. т), обработанных томатов (10 тыс. т), виноградного и яблочного соков (10 тыс. т), а также меда (5 тыс. т). Также была исчерпана годовая квота на экспорт пшеницы (950 тыс. т) и др. продукции.

Некоторые квоты исчерпались в один день еще в январе, а некоторые остаются неиспользованными и по сей день.

Эксперты уверяют, выйти на рынок ЕС может каждый желающий, главное знать, как это сделать и с чем выходить. Собственно, это понимают и производители, которые не поленились съехаться в середине июня в с. Нагорная Жашковского района Черкасской области, где при поддержке проекта «Агроторговля Украины» Федерального Министерства продовольствия и сельского хозяйства ФРГ и «Украинского аграрного центра» состоялся первый экспортный тренинг, посвященный практическим аспектам экспорта аграрной и пищевой продукции в страны ЕС. 

К участию в тренинге были приглашены малые и средние производители нишевой агропродукции — овощей, фруктов, ягод, орехов, органической продукции т.д. — и продуктов переработки. Такая нацеленность неспроста, говорят организаторы, ведь именно в нишевых сегментах кроется тот резерв, за счет которого Украина в состоянии значительно увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

«N. B.!» Агротренинг по-европейски

«Для нас очень важно и актуально разобраться в вопросах, какой перечень документов необходим для таможенного оформления груза хотя бы в Украине. Сейчас мы формируем небольшую партию своей продукции — один поддон — в Литву, чтобы понимать, как все работает, ведь когда пойдет контейнер или машина, то права на ошибку у нас не будет», — рассказал Сергей Шакола, директор компании «Фьючефуд», которая производит фьючипсы. Аналога, по словам Сергея, их продукции нет нигде. Это перемолотое семя льна с добавлением томатов, арахиса, перца, соли, которое было обсушено горячим воздухом. 

Присматриваются к европейскому рынку и украинские производители яблок, но останавливает их наличие польских конкурентов, имеющих весомую государственную поддержку. «У нас подобной поддержки нет, поэтому мы не можем предложить конкурентную цену. Это самая важная преграда, все остальные вещи — технические вопросы, которые можно выполнить и попасть на полку», — говорят Андрей Котенко и Владимир Гужвий, представители компании «Органикс. Зеленая ферма», уточняя, что речь идет о тех рынках, на которых «мы можем продавать, а не на премиальных». 

Вопрос может разрешить кооперация подобных производителей, но она, по словам собеседников AgroPortal.ua, должна происходить на базе дотационных программ, поскольку производителям сложно самим объединяться.

Тем производителям, которые сидеть сложа руки и ждать с моря погоды не намерены, рекомендуют быть уверенными в своем продукте, тогда и Европа им не страшна. 

«Украинцы живут с моделью, что кто-то что-то должен сделать. Это «должен» в ситуации, когда никто никому на самом деле ничего не должен, и останавливает. До тех пор, пока сам производитель не поймет, что он лично отвечает за свой продукт, а не подтверждает его некой справкой, толку не будет», — констатирует директор Центра экспорта Export-Ua Галина Перепелица.

Она указывает на четыре обязательных составляющих, которые производители должны взять на вооружение, собравшись в Европу:

  1. Изучить рынок, посмотреть насколько продукт соответствует требованиям европейского рынка. Это подразумевает изучение регламентов и директив.
  2. При необходимости адаптировать продукт, либо внести изменения в схему производства.
  3. Предоставить продукт безопасным. Сделать серьезные лабораторные испытания, оценив плюсы и минусы продукта. Система ХАССП станет обязательной в Украине с 2019 г., надо готовиться уже сейчас.
  4. Учувствовать в выставках, понимать чего хотят европейцы и соответствовать данным требованиям.

Что касается безопасности, то гарантировать соответствие требованиям безопасности пищевых продуктов можно путем получения сертификата GlobalGAP, Food Safety System Certification 22000, установления соответствия стандарту GMP, Food Safety System Certification 22000, BRC Global Standards, ISO и пр. 

Но и выполнив все вышеперечисленные требования, главное не наломать дров с потенциальными покупателями. 

Михаил Онипченко, учредитель и директор EuroExpert, указывает на следующие ошибки украинских экспортеров:

- Скажите, какую цену вы предлагаете? И что вам нужно, а мы сделаем!

- Присылайте предоплату и приезжайте, забирайте свой товар через 2 месяца (иначе мы же рискуем!)

- Пришлите свою спецификацию, мы посмотрим, сможем мы сделать или нет.

- 1 т не могу поставить, только 20 т… и то через 3 месяца, т.к. надо подготовить.

- Сделайте так, чтобы у нас кто-то купил наш товар (желательно по предоплате) и мы вам заплатим процент. А консалтинг нам не нужен.

«Обращение к потенциальному покупателю продукции должно быть полным, с презентацией компании и товара, с указанием возможных партий поставки, цен, сроков и тому подобное. Производитель должен предоставить максимум информации о себе, а не ждать соответствующий запрос», — указывает партнер «Украинского аграрного центра» Анна Федун.

Уезжая с мероприятия, лично я сделала следующий вывод: выход на рынок ЕС, прежде всего, нужен производителю, поэтому не стоит ждать. Нужно самому разбираться, как что-либо сделать,  и параллельно производить продукт такого качества, за которое не будет стыдно.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua