Если вы хорошо знаете своих потребителей, особенно, если смотрите в будущее, понимаете, что им будет интересно и почему, вам будет легче выбрать и выстроить информационную и маркетинговую концепцию. Эксперт нидерландской компании TrendsActive Альян де Бур привел несколько основных потребительских трендов, которые изменяют продукты и услуги.
Поколения
Рост среди общей массы потребителей представителей поколения Z, а с недавних пор — и поколения «миллениалов» обусловливает революционно новые тренды на рынке продуктов питания. Поколение Z — это люди действия, мотивацией для которых является сделать что-то, а главное — сделать это самостоятельно. В США у 10% новорожденных уже есть личная страница в социальной сети Facebook. Из-за того, что они родились в мире, где вокруг компьютеры и телефоны, это является неотъемлемой частью их жизни. Например, 8-летний мальчик с помощью видео на YouTube научился управлять машиной и отвез свою 4-летнюю сестру в McDonald's, чтобы купить ей чизбургер.
Миллениалы эгоцентричны, и это заставляет производителей и маркетологов еще больше угождать индивидуальным вкусам этих потребителей. С самого детства те слышат о том, что они особенные и их мнение должно учитываться. Также представители этого поколения любят показывать себя и то, что они делают, поэтому сейчас так популярны Instagram и миллионы блогов на YouTube-канале.
Hand made и веганство
В последнее время очень возрастает популярность аутентичных продуктов, таких, которые сделаны руками, хотя их качество порой уступает заводским изделиям. Причина появления этого явления — отсутствие доверия к магазинам, из-за этого люди «ищут качество» в hand made.
Если сделать «аватар» молодого человека, то он будет примерно таким. Он начинает утро с сухофруктов. В течение дня ест на ходу, питается снеками, фруктами и овощами. Не привязан к одному месту работы или локации. Все больше приобретает популярность здоровое питание, хотя фастфуд еще сохраняет свои позиции.
Вегетарианство и здоровое питание приобретают все большую популярность. Например, один шеф-повар придумал «Томито» — помидорный бургер, в котором вместо мяса помидор, но он имеет такой же вкус, как мясо. Есть страны, где такие бургеры даже продают в McDonald's.
Мгновенная реакция
Люди не хотят ждать, им нужно получать мгновенный feedback, который можно обеспечить благодаря современным технологиям. Сегодняшнему бизнесу нужно быть социальным, быстрым и интерактивным. Например, вы можете сделать фотографию содержимого своего холодильника, а вам мгновенно ответят и предоставят рецепт блюда, которое вы можете приготовить из имеющихся продуктов.
Или же Amazon, который создал девайс и привязал его к магазину. Вы можете прицепить его на холодильник или же в ванной. Если у вас закончился гель для бритья, одним нажатием можно заказать или выбрать prime-версию — и через 20 минут продукт посредством дрона доставят к вашим дверям.
В США в супермаркетах используют такие экзотические маркетинговые приемы, как муляж овоща на полке, при прикосновении к нему он начинает рассказывать историю о том, как эта партия овощей выращивалась. Продавцы других продуктов применяют даже очки дополненной реальности, через которые можно увидеть короткий ролик о выращивании продукта и его пути на полку магазина.
Гендерное равенство
В последние годы мы наблюдаем, что доля образованных женщин в мире становится больше, они начали зарабатывать больше денег, получать больше полномочий. Женщины решают позже иметь детей.
Например, банки, страховые компании считают, что в основном мужчины занимаются всеми финансовыми делами в семье. Но теперь финансовым учреждениям необходимо учитывать, что впоследствии именно женщины будут решать финансовые вопросы. Они становятся «генеральными директорами» в своей семье, которые принимают все решения.
«Подключенное» общество
Современный потребитель очень интерактивный, он постоянно пользуется смартфоном, делает селфи, общается в различных мессенджерах. Если вы подключены к Интернету, то можете получить информацию всегда и со всего мира.
Сейчас набирает обороты тенденция нехватки доверия, которая влияет на все поколения. По данным исследования, лишь 25% людей доверяют рекламе. Эта закономерность возникла из-за перегруженности информацией. Человек видит около 3 тыс. брендов ежедневно, поэтому компаниям очень трудно выделиться. Например, в мире более 60 тыс. видов зубной пасты.
К тому же все поколения живут в «подключенном» обществе: 80-летние бабушки умело пользуются Skype, а 3-летний ребенок самостоятельно может найти мультик на YouTube.
Есть зависимые люди, которые постоянно онлайн: они все время смотрят в экран телефона. В Китае, например, появляются дороги для владельцев смартфонов, похожие на дорожку для велосипедистов: человеку будет безопасно идти по ней, не отрывая голову от смартфона.
Задайте себе вопрос, что вы делаете в первую очередь, когда просыпаетесь: обнимаете своего мужа/жену или берете в руки телефон, чтобы проверить уведомления либо же отключить будильник?
Проводилось исследование, где задавали вопрос: «Что вы выберете: потерять способность ощущения запахов или оставить смартфон?». 75% респондентов сказали: «Заберите у меня нос, но не телефон».
Еще одно исследование проводилось в приемной больницы. Люди, которые ожидали в очереди, проводили это время в телефонах. Работники больницы у них их забрали, объясняя, что это мешает работе оборудования. Через некоторое время у этих людей просканировали мозг и обнаружили, что светится та его часть, которая отвечает за зависимость, та же, что у наркоманов.
Кастомизация
Компании стараются максимально идентифицировать своего клиента. Например, на сайте Knorr можно определить свой вкус с помощью анкеты: вам дадут ответ на вопрос, какой продукт вам больше всего подходит. Это альтернатива супермаркета с полками, где вы можете сами делать выбор, а Knorr делает выбор за вас.
Например, в McDonald's есть распознавалки лиц, которые «запоминают» ваши заказы. В следующие ваши посещения в заведении подберут для вас меню.
Материал подготовлен по итогам МАСТЕР-КЛАССА. Потребительские тенденции и их влияние на агробизнес, который состоялся в ходе IX Международной конференции «Ведение агробизнеса в Украине».
Наталия Помянская, AgroPortal.ua