AgroPortal.ua расспросил Почетного президента Киевской школы экономики, заместителя Главы Совета Национального банка Украины Тимофея Милованова, почему украинское агрообразование теряет свою актуальность, и как убедить студентов оставаться на родине.
Современный рынок требует квалифицированных специалистов, однако украинское образование не в силах ими обеспечить. Возникает вопрос: что именно тормозит развитие аграрного образования?
Тимофей Милованов: На самом деле эта проблема существовала всегда, даже при царизме и Советском Союзе. Уже тогда образовательные заведения не были эффективными в плане обучения и развития людей. Это частично является ответом на вопрос, почему у нас и с демократией проблемы, и с экономикой, и с благосостоянием. Понятно, что рынок меняется, общество меняется, страна меняется и, соответственно, образование должно меняться, то есть отвечать на вызовы и потребности, которые возникают сегодня.
Если мы говорим об аграрной сфере, то уже через 5 лет технологии изменятся, а что будет через 25 лет — вообще трудно представить. Поэтому ни МОН, ни университеты не смогут быстро адаптироваться к новым условиям рынка и изменить образовательные программы. Не забывайте и о глобализации: люди могут поехать и пройти обучение за рубежом. В таких случаях университетам нужно бороться за студентов, и именно это является тем драйвером, заставляет их двигаться вперед.
За период получения степени «бакалавр» студент аграрного вуза изучает около 50 различных предметов, а по степени «магистр» — около 20. По вашему мнению, можно ли ограничиться 5 ключевыми профессиональными предметами?
Тимофей Милованов: В Киевской школе экономики магистры на первом году обучения изучают 4 предмета: экономику, эконометрику, статистику и математику. Уже на втором году они изучают свою специализацию. Поэтому это работает, и мы это видим.
Что касается аграрных вузов, может быть, это должно быть не 5 предметов, а больше. Я вообще думаю, что нужно переходить к программам, в которых студенты имеют право самостоятельно выбирать себе дисциплины, чтобы не было четко зафиксированного перечня обязательных предметов. Здесь главное, чтобы студенты смогли, как в конструкторе LEGO, составить свой личный график обучения, а университет тогда лишь контролирует, чтобы этот набор не был плохим. Например, если вы экономист, то должны взять больше кредитов по математике, статистике, экономике, а меньше — по компьютерным наукам или биологии. Это будет также стимулом к развитию преподавателей, ведь на чье-то преподавание дисциплины будет спрос, а на другое — нет.
Стоит ли Украине рассматривать модель создания кластеров непрерывного аграрного обучения (школа-техникум-вуз-предприятие)?
Тимофей Милованов: Оно к тому идет, даже можно это увидеть на уровне Киевской школы экономики: сейчас мы выпускаем магистров и уже думаем о том, как общаться со школами, ведь много талантов мы теряем именно на уровне школы. Кроме этого, мы развиваем карьерный офис — место, где выпускники готовятся к работе на предприятии. То есть в перспективе мы собираемся обеспечивать полный цикл непрерывного обучения.
Такая модель успешно работает в других странах, в том числе и в США. Но я не делал бы это на уровне государства — не потому что это плохая идея, а потому что государство не может это сделать качественно.
На какие аграрные специальности в Украине будет наибольший спрос? Почему?
Тимофей Милованов: Мне трудно ответить на этот вопрос, но я думаю, что это специальности, которые будут включать в себя технологии и стратегическое видение. В приоритете будут специалисты, которые умеют масштабно мыслить, быстро реагировать на вызовы и уметь адаптироваться к новым условиям. Но не стоит забывать и о более четких профессиональных специальностях, таких как тракторист или механик, которые сейчас и в будущем будут пользоваться спросом.
Как насчет преподавательского состава в вузах?
Тимофей Милованов: Многие из этих людей должны уйти. Остаться должны те, кто более активен и готов меняться, а иностранное образование их должно в этом поддерживать. Эти преподаватели должны быть интегрированы — ездить за границу, повышать свою квалификацию, работать с бизнесом.
Важно также, чтобы для студентов теорию преподавали теоретики, а практику — люди из бизнеса.
Система аграрного образования какой страны больше всего подходит для украинских реалий?
Тимофей Милованов: Я адвокат американской системы образования. Она, возможно, немного жесткая и дорогая, но там очень сильная мотивация к обучению. Большинство американских университетов являются частными, а те, которые не являются частными, только частично поддерживаются государством, поскольку они сами зарабатывают себе деньги за счет создания совместных с бизнесом исследовательских центров, которые на выходе дают новые методологии, практики или технологии.
Тимофей Сергеевич, вы защитили диссертацию и получили степень PhD по экономике в Университете Висконсин-Мэдисон. Можно ли их систему образования адаптировать в Украине?
Тимофей Милованов: Можно, и мы пытаемся это сделать в Киевской школе экономики. Сейчас мы начали расширяться горизонтально: если раньше мы занимались только экономикой, то сейчас у нас 7 магистратур от МВА в области искусственного интеллекта до МВА для руководителей государственных предприятий. Есть бакалавриат, начинаем сотрудничать со школами, кроме этого, есть еще научные исследования. На выходе — имеем успешных выпускников, работающих как в публичном секторе, так и в частных компаниях.
Чем отличается американский студент от украинского?
Тимофей Милованов: Американские студенты более четко понимают, что такое карьерный путь: они знают, какое учебное заведение нужно закончить, какие пройти курсы и каких набраться навыков, чтобы работать в той сфере и занимать те позиции, которые запланировали себе еще со школы. Не всегда получается все с первого раза, иногда для того, чтобы понять, что ты хочешь, нужно 2-3 года. То есть там более четкий и прагматичный подход и понимание того, что делать со своей жизнью. А у нас студенты пребывают в сомнениях, с мыслями о том, что как-то надо стать успешным, а как — не знаю.
По вашему мнению, как мотивировать современного украинского студента к обучению, чтобы на выходе он мог с большим багажом знаний идти работать по специальности?
Тимофей Милованов: Мотивировать можно только лучшим образованием, ведь когда студент приходит в вуз и видит, что там можно купить диплом, и этот диплом ничего не стоит — то почему он должен там учиться? Соответственно, если человек 4 года ничего не делал в университете, то и на работе особенно стараться не будет. А потом студенты говорят, что не могут найти работу, а работодатели — что не могут найти работников.
Проблема в том, что люди не нарабатывают свои навыки, не готовятся профессионально. И этот вопрос решается на уровне частного образования.
Какими качествами должен обладать студент на выходе из университета?
Тимофей Милованов: Я бы выделил такие качества как терпение — чтобы достичь какого-либо результата, нужно набраться терпения, амбициозность — нужно не только хотеть получить звезды с неба, но и понимать, где взять ракету, чтобы до них добраться, и работоспособность — если человек умный, то дальше только от него зависит, насколько он сможет себя развивать.
Когда вы выбираете для себя работника, какими принципами руководствуетесь?
Тимофей Милованов: Мы обычно выбираем работников по СV и по их ценностям, а дальше тестируем 3-6 месяцев. Нам главное понять, есть ли у человека желание изменить страну к лучшему, не ставит ли он свое эго выше других, командный ли игрок.
Какие книги или фильмы вы бы посоветовали читать/смотреть студентам?
Тимофей Милованов: Лично мне нравятся фильмы, где происходит процесс развития государства, например «The Post», или те, где есть героизм, где люди идут на жертвы ради других, например «Sully». Что касается книг, то я считаю, что литература — это лучшее, что создала мировая культура, поэтому рекомендую брать первые топ-100 книг и читать.
Каким вы видите аграрное образование будущего?
Тимофей Милованов: Я думаю, что будущее заключается не в государственном образовании, а в создании частных университетов или частных учреждений профессионального образования, или совместных программ между агробизнесом и университетами, потому что за 27 лет бизнес смог адаптироваться к рыночным изменениям, а государственные университеты не смогли.
Поэтому образование должно стать частным, а сами агрокомпании помогать создавать учебные программы, где перечень дисциплин и преподавателей будет определяться потребностями рынка.
В последнее время многие работники компаний бросились в МВА. С чем это связано?
Тимофей Милованов: Учиться и совершенствоваться нужно постоянно, поскольку бизнес меняется и появляется новое понимание того, как строить процессы внутри компании и снаружи. Я сам учусь: в этом году я прошел курс в летней школе по компьютерным наукам, сейчас взял один онлайн-курс в MIT и весной тоже что-то подберу.
Ваш совет будущим выпускникам аграрных вузов.
Тимофей Милованов: Верить в себя и мечтать не абстрактно, а реально, и каждый день делать шаги навстречу своей мечте.
Подытоживая, скажите, что нужно изменить в системе агрообразования, чтобы студенты на выходе были готовы к работе на предприятии?
Тимофей Милованов: Студенты должны дополнительно добирать себе знания: ходить на различные события, тренинги, искать онлайн-курсы, то есть быть активными. И самое главное, это найти себе ментора, а лучше нескольких, которые будут поддерживать и направлять.
Благодарим за беседу!
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua