Л.К.: Я 25 лет работаю в аграрном бизнесе, у меня есть фермерское хозяйство, но я начинала с нуля. Меня интересует вопрос так называемой земельной децентрализации, то есть когда общины управляют госземлями за пределами населенных пунктов. Что сделано в законодательном поле для решения этой проблемы?
Н.Л.: Первое, что нужно сделать в рамках реформы децентрализации, — это предоставить общинам право распоряжаться землями государственной собственности за пределами населенных пунктов. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 4355, который, в принципе, уже должен пройти второе чтение и содержит 700 поправок. В нем прописано, что этими землями могут распоряжаться только общины, которые объединились. Однако здесь существует определенная несправедливость, потому что есть сельские советы, которые по определенным причинам не могут войти в ту или иную общину. В законопроекте не прописано, будут ли они иметь право на участие в распоряжении землями, поэтому законопроект пока не выносится на голосование.
Л.К.: Да, децентрализация — это реформа № 1. Многих сельских жителей сейчас очень волнует этот вопрос. С одной стороны, реформа предполагает, что теперь они полностью берут власть в свои руки и распоряжаются своими местными бюджетами. Но фактически мы говорим преимущественно о возможности управления только деградированными землями, в селах практически не развит бизнес, соответственно, наполнять эти бюджеты нечем. Сельское население боится, что в рамках этой реформы не будут обеспечены финансированием на уровне общего бюджета базовые вещи — деревенское образование и медицина.
Н.Л.: На самом деле нынешняя медицинская реформа направлена именно на сельского жителя. Закон о сельской медицине предполагает около 18 млрд грн на сельские амбулатории. В контексте реформы децентрализации существует проблема самих органов местного самоуправления. В Украине есть налоги, которые органы местного самоуправления внедрять не хотят, в частности налог на недвижимость. Если у тебя большой дом, то, пожалуйста, не прячься, а уплати налог. Существует также неструктурированный социальный налог за то, что обрабатываются дороги между паями, который тоже должен уплачиваться фермерами. Многие органы местного самоуправления говорят: «Дайте нам землю, мы ее сами раздерибаним». Сейчас в Украине обрабатывается около 40 млн га земли, официально в обработке 28 млн га. А остальные где? В виртуальной обработке? У нас есть много невостребованных территорий, нужно проанализировать опыт управления ими, например, в Словакии, Чехии, Венгрии.
Л.К.: В регионах землю продали за большие деньги непонятно кому, а обычный человек даже 6 соток не может получить для собственного хозяйства. Возникает опасение относительно того, следует ли передавать земли общинам. Сейчас община — это отдельное княжество определенного депутата, который манипулирует людьми. Не станут ли сельсоветы источниками теневых доходов? Районный совет, все правоохранительные органы ничего не могут сделать с человеком, который принципиально не заключает договоры аренды, причем, все давят на председателя сельского совета, почему он не влияет на оформление земельных паев агропроизводителями. Разве это его обязанность? Это все сказывается на благосостоянии села. Меня очень обижает, что в Украине самые плодородные земли, 30% населения — это сельские жители, но при этом они очень бедные, 24% людей живут за чертой бедности. Что сделать для того, чтобы село стало богатым?
Н.Л.: Ваши замечания абсолютно справедливы. Это большая проблема государства — недополучение налогов из-за теневой обработки земли.
На самом деле к 2000 году половина земель в государстве пустовала. Потом агропроизводителей освободили от уплаты НДС, и это запустило сельское хозяйство в Украине. После распаевывания начали свою работу крупные агрохолдинги. Сегодня эти компании убивают село, и с ними надо бороться. Нас в парламенте беспокоит то, что они забирают значительную сумму бюджетных денег, которая предусмотрена на развитие сельских территорий. Они за эти деньги могут финансировать некоторых народных депутатов, покупать им места в партийных списках для того, чтобы те лоббировали их интересы. В прошлом году в бюджете был заложен 1% от ВВП на финансовую поддержку АПК. Крупнейшие агрохолдинги забрали половину этой суммы. Сейчас у нас идет большая дискуссия по этому вопросу, и мы требуем принять поправки в бюджет, чтобы изменить систему дотаций. Когда агрохолдинги говорят, что развивают село, это неправда. Все объекты там они построили себе. Сегодня рассматривается возможность максимально направить деньги на развитие села. Развитию села способствуют плодоовощеводство, ягодоводство, это трудоемкие отрасли, которые будут поднимать регионы. Но есть у нас одна проблема — люди не хотят легализоваться как предприниматели. Как платить таким госпомощь?
Л.К.: Но есть у нас и такие, которые уже работают легально, почему бы не предоставлять бюджетную помощь им?
Н.Л.: В следующем году на программу по поддержке фермерства предусмотрели 1 млрд грн.
Л.К.: И их смогут получить максимум 200 хозяйств.
Н.Л.: Почему? Этот вопрос будет на контроле ассоциаций, и мы добьемся публичности распределения средств. Если на помощь претендуют хозяйства с земельным банком 1000 га и 5 га, то господдержку получит меньшее предприятие. В первую очередь помощь будет оказана животноводам, овощеводам, тем предприятиям, которые занимаются выращиванием ягод и фруктов.
Л.К.: Меня беспокоит участие в распределении помощи Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, потому что по факту это политическая организация.
Н.Л.: Хорошо, я организую вам встречу с первым заместителем министра Максимом Петровичем Мартынюком и попрошу рекомендовать включить вашу ассоциацию в комиссию, которая будет контролировать распределение средств. Думаю, что первый заместитель министра сейчас беспокоится об отрасли больше, чем кто-либо другой.
Л.К.: Я просто помню предоставление Юлией Тимошенко госпомощи на развитие кооперативов, которая распределялась серыми кардиналами от АФЗУ и деньги получали лишь в те фермеры, которые поддерживали курс этой политической организации.
Н.Л.: Я объясню, как сам контролирую распределение государственных средств. Я вхожу в консультативный совет ассоциации «Укрсадпром», которую возглавляет Дмитрий Крошка. На программу поддержки садоводства в 2017 году было выделено 75 млн грн. Распределение средств происходило через областные администрации и Минагропрод. Через министерство точно никто из фермеров деньги за это не требует, потому что там автоматическая система распределения средств на регионы. Где берут взятки? Их берут снизу.
Л.К.: В Одесской области несколько лет назад откаты доходили до 50% за получение финансовой господдержки. Часто еще получается так, что один крупный фермер создал 5 хозяйств и получил миллион гривень господдержки.
Н.Л.: Я на 100% уверен, что в Минагропроде никто даже не говорит про какие-то откаты. Система распределения средств автоматическая. С развитием ІТ-отрасли в Украине можно распределять господдержку даже без чиновника. В цивилизованном мире каждое дерево чипуется, через программу можно посмотреть, живое ли оно, дает ли плоды, а после этого автоматически выслать деньги на счет фермеру. Максимально убираем коррупционный риск — и не нужно системы органов борьбы с коррупцией.
В следующем году мы хотим выделить средства на поддержку фермерских хозяйств, кооперативов в целом на 1 млрд грн. Эти средства должны быть направлены на новые инвестиционные проекты. Что означает построить ферму? Строя ферму, мы покупаем цемент, кирпич, создаем новые рабочие места, это дополнительная поддержка других отраслей экономики.
Л.К.: Малые и средние агропроизводители не совсем понимают то, как получить государственные средства и на какие направления они выделяются. В контексте реформы децентрализации можно ли создать в регионах планы по привлечению инвестиций и напрямую инвесторам выделять эти средства. Налоги от создания таких проектов будут наполнять местные бюджеты. В том числе нужно каким-то образом подумать о поддержке семейных хозяйств. Фермерское хозяйство — это обычно семейный бизнес. Понятно, что для получения господдержки таким предприятиям нужно легализоваться и зарегистрироваться минимум как физическое лицо-предприниматель. Но ФЛП должно платить налоги в 700 грн, а это неподъемные суммы для начинающих. Если бы можно было отсрочить уплату этого налога предпринимателями минимум на 3 года, то это бы способствовало развитию бизнеса в селах, потому что сейчас все продолжают работать в тени.
Н.Л.: Закон о семейных фермах недоработан. Его нужно доделать и внедрить в жизнь.
Л.К.: Будет ли, по вашему мнению, до конца принят законопроект о земельной децентрализации?
Н.Л.: Есть несколько вариантов этого законопроекта, среди которых несколько депутатских и один правительственный. Вопрос в том, что сначала надо завершить саму децентрализацию. Затем проанализировать состояние со свободными землями. У нас сейчас государство хочет строить автобан, а оказывается, под это нет земли, так как она распаевана и обрабатывается. Вопрос в том, будут ли общины продолжать раздавать эту землю или все-таки должен быть сформирован неприкосновенный запас, который есть в каждой цивилизованной стране. В Германии земельная реформа продлена до 2030 года, государство должно выполнять функцию надзора за ситуацией с земельными ресурсами. Сегодня говорить людям, что завтра все земли будут принадлежать им, — преждевременно.
Л.К.: Правда ли, что из всего количества земель в Украине не обрабатывается только 15%?
Н.Л.: Да, это земли, отведенные под пастбища.
Л.К.: С ними сейчас очень большая проблема. Как государство планирует развивать животноводство, если пастбищ не хватает? У нас отдельные арендаторы требуют невероятные деньги за то, чтобы стадо прошло через их землю и добралось до пастбища. В Одесской области фермер держал 150 овец и был вынужден вырезать все поголовье, потому что его не было где пасти.
Н.Л.: Пока у нас в парламенте будет царить лоббизм крупных олигархов, вопрос развития села и сельских территорий будет на заднем плане, в том числе и пастбищ. Мы сами выбираем таких депутатов, а потом плачем, что бедные. А почему бедные? Потому что дураки. Мы сегодня загоняем себя в рабство. Когда я объезжаю свой округ, то люди в 90% случаев идут ко мне с просьбами и лишь 1% — с предложениями относительно законотворчества.
Л.К.: Сейчас нас очень беспокоит вопрос рынка земли. Какой-то период арендаторы были уверены и спокойны, что депутаты не проголосуют за отмену моратория на продажу земель сельхозназначения. Но 55 депутатов в этом году решили обойти Верховную Раду и подали запрос в Конституционный Суд об отмене моратория. Прокомментируйте эту ситуацию. Чего нам ждать в ближайшей перспективе? Потому что получается, что Верховная Рада уже не нужна, если такие вопросы решает Конституционный Суд?
Н.Л.: На самом деле это манипулирование обществом. Часть депутатов, подписавших обращение в суд, даже не знали, что они подписывают. Рынок земли нужен, но рада не сможет принять реформу. Только когда будет чистая мажоритарная система и депутаты будут осознавать всю ответственность перед своими избирателями (потому что после завершения каденций вернутся жить в округа), тогда возможно будет говорить о каких-то изменениях в этом плане.
Я считаю, что в первые 5 лет запуска рынка сельский совет должен предоставлять разрешение на покупку 10% своих земель. Землю может выкупить только тот, кто работает на ней, живет в селе, без права передачи этой земли в аренду или субаренду. Все предохранители можно принять, но реформу должны проводить люди, которые хотят жить в этой стране и строить ее будущее. Словакия сейчас стремится продлить мораторий на продажу земли иностранцам до 2030 года, потому что там понимают, что в пределах ЕС французы и немцы богаче и будут претендовать на эти земли. Но пока в украинском парламенте есть лишь лоббизм своих интересов.
Л.К.: Кто будет иметь возможность получить дотации в этом году?
Н.Л.: Мы предлагали ввести ограничения по дотациям 150 млн грн на одну компанию, но лоббисты подняли бунт, обвиняя нас в том, что мы не понимаем, как работает экономика. Те компании, которые вышли на IPO, вообще не должны иметь доступа к государственным деньгам. Некоторые депутаты говорят, что все европейские фермеры имеют дотации. Да, есть несколько уровней получения дотаций. Если ты хорошо занимаешься хозяйством и создаешь рабочие места, то получаешь больше дотаций.
Л.К.: Другой вопрос развития сельских территорий — это возможность приобретения госземель фермером через аукционы. Есть много людей, которые срывают эти тендеры. У нас в Беляевском районе около 5 тыс. га не обрабатываются или частично обрабатываются людьми, которые не оформляют договоры аренды и не платят налоги. Как сделать так, чтобы аукционы не были преградой для малых агропроизводителей.
Н.Л.: Минагропрод пытается прекратить дерибан земель государственной собственности. Не всегда эти решения являются популярными, но когда в мае 2017 года было принято постановление о порядке распределения таких земель, то их продажи сократились в несколько раз. Органы местного самоуправления, по моему мнению, также должны принимать участие в процессе распаевывания земель.
Л.К.: Я считаю, что сельское хозяйство нельзя отстроить без доступа к финансовым ресурсам. Те кредитные ставки, которые существуют сегодня, делают нас неконкурентоспособными по сравнению с европейскими фермерами. Можно ли говорить о льготном налогообложении для небольших хозяйств хотя бы на какой-то переходный период? Только тогда возможно устойчивое развитие малого фермерства в Украине. Сейчас у нас капитал концентрируется лишь у небольшой доли транснациональных компаний. Это угроза, потому дать ответ на вопрос: «Кто завтра будет хозяином на нашей земле?» — я не могу. Почему фермеру, который работает 10 лет на земле, не дать кредит по низкой ставке для дальнейшего ее выкупа?
Н.Л.: Мы сегодня даем депутатам, которые лоббируют эти компании, мандат доверия. Относительно возможности кредитования под залог земли, то этот вопрос однозначно должен быть прописан в законе. Проект Закона «О рынке земли» есть, и мы сейчас принимаем замечания от общественных организаций. Риски будут широко обсуждаться. Большого лоббизма в этом законе, я думаю, не будет. На следующий год мораторий на продажу сельхозземель будет продлен.
Л.К.: И последний вопрос. Я бы хотела услышать ваше мнение относительно поддержки женщин-предпринимателей в селах. 15 октября ежегодно мир празднует Всемирный день сельских женщин. Общественная организация «Всеукраинский совет женщин-фермеров» выступила инициатором введения этого праздника в Украине. Нас поддерживает Украинской проект бизнес-развития плодоовощеводства, который финансируется Министерством иностранных дел Канады и софинансируется организацией МЭДА. Можно ли утвердить этот праздник на государственном уровне в Украине?
Н.Л.: Можно, подавайте предложение.
Оксана Пирожок, AgroPortal.ua