Непрозрачность на рынке перевалки зерна порождает коррупционные схемы

06 июля 2025, 08:00 524

Украинские портовики в прошлом году перевалили более 97 млн т груза. Это существенное улучшение по сравнению с 2023 годом (62 млн т), однако до сих пор далеко до мирного 2021 года (153,3 млн т).

Об этом в интервью «NV Бизнес» заявил владелец крупнейшего в Украине частного оператора грузовых терминалов на Черном море Андрей Ставницер.

Он отметил, что зерно стало планом «Б» для тех компаний, которые до войны специализировались на контейнерах или перевалке других грузов.

«Существует зерновой терминал Neptune. Мы в него вложили $150 млн вместе с IFC, ЕБРР и Cargill. Сегодня незначительная номенклатура грузов перегружается через порты Украины. В прошлом году ставки на перевалку зерна доходили до $22 за тонну. Неслыханная цифра», — напомнил Ставницер.

Он отметил, что появление многих игроков на рынке существенно отразилось на терминале.

«Одна из причин — слабая тарифная политика Администрации морпортов Украины (АМПУ). Перевалка через госпричалы сегодня стоит полторы копейки. Легче что-нибудь занести начальнику порта и переваливать на госпричале, допустим, за $1 с тонны. Плюс вся технология обойдется еще в $5. При реальной ставке $22 и [бери] хоть $15 с тонны, это очень прибыльный бизнес.

Этим процессом должен управлять рынок, а не коррупционные схемы. Если у тебя на Prozoro есть лот на 500 тыс. т перевалки на любом госпричале, то кто за него больше заплатил, тот и купил. Продавать перевалку, как УЗ отдает вагоны — через Prozoro. Это нормально. Надеюсь, что новая команда АМПУ сможет это провести», — отметил Ставницер.