AgroPortal.ua расспросил и.о. директора ГУ «НМЦ «Агроосвита» Татьяну Ищенко о современном аграрном образовании и перспективах его развития.
Какую роль практическое обучение играет в формировании будущего специалиста?
Татьяна Ищенко: Если студент знает теорию, но не умеет применить ее в практической деятельности, то это фейковый специалист.
Анализируя аграрный рынок труда, мы видим, что бизнес готов платить достойную заработную плату даже младшим специалистам, если они знают свою профессию. Но чтобы хорошо знать свою специальность, студентам необходимо во время учебы получить надлежащую практическую базу знаний. Интересно, что в Европе студент самостоятельно ищет место прохождения практики. И если даже родители студента фермеры, то вероятно, что он пойдет на производственное обучение в другое место, чтобы почерпнуть что-то новое.
Где именно проходят студенты аграрных учебных заведений свою практику? И часто ли прохождение практики становится лишь формальностью?
Татьяна Ищенко: Студенты аграрных вузов проходят практику в украинских и зарубежных учебно-практических центрах, сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах и т.п.
К сожалению, часто практика бывает формальной — студенты приезжают на предприятия для того, чтобы только подписать отчет и поставить «галочку» о прохождении производственного обучения. Естественно, они не готовы работать в аграрном бизнесе, ведь студент должен не только знать, но и уметь.
Что нужно делать студенту, чтобы после прохождения практики его взяли на работу?
Татьяна Ищенко: Студенты должны иметь желание учиться и совершенствовать свои soft skills. Если на 3-м курсе идти на производственное обучение, а затем на 4-м — выполнить по данному предприятию дипломную работу, то работодатели смогут увидеть наработки студентов и оценить их потенциал. Не стоит забывать, что всегда отбирают на должность именно тех людей, которых видели в работе.
Какие специальности в этом году стали наиболее востребованными и почему?
Татьяна Ищенко: Наиболее востребованными в этом году стали такие специальности: агрономия, ветеринария и технология переработки продукции животноводства. Все эти специальности действительно востребованы, но еще раз хочу подчеркнуть, что аграрный бизнес ставит высокую планку именно к практической составляющей.
Аграрный мир нуждается прежде всего в мотивированном специалисте. Если студент понимает, что работа над улучшением теоретической базы и практической составляющей в будущем принесет ему отдачу в виде той же заработной платы или должности в хорошей компании, то он имеет все шансы стать успешным специалистом своего дела.
Каким вы видите аграрное образование в будущем?
Татьяна Ищенко: Если мы хотим, чтобы в аграрную сферу шли подготовленные кадры, то необходимо, чтобы содержание образования корректировалось вместе с бизнесом. Именно бизнес должен указывать, что на сегодня является актуальным, и тогда срок адаптации студента к производству уменьшится, и ему будет легче включиться в работу.
Не стоит забывать о дуальной системе образования, по которой заметно усиливается и изменяется роль работодателя в образовательном процессе и мотивация студентов к обучению. Ведь студент, обучаясь на конкретном рабочем месте, учится принимать свои первые самостоятельные решения и работать в команде.
Наша задача состоит в том, чтобы подготовка кадров была высококвалифицированной, а студенты становились более практически направленными.
Для справки: IV Всеукраинский конкурс «Лучшая аграрная практика 2018» уже стартовал! Но если ты еще не прислал свою работу, есть шанс это сделать до 16 ноября 2018 г. (включительно). И помни: мы ждем именно твою агроисторию!
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua