Ольга Васильевна, Минагропрод является неизменным партнером конкурса «Невероятные села Украины». Насколько это важно для министерства?
Ольга Трофимцева: Украинское село всегда было точкой опоры всего агросектора. Но за последние годы ситуация в корне изменилась: сельское население из года в год уменьшается, исчезают села, а личные селянские хозяйства теряют былые источники прибыли. Так, в течение 1990-2017 годов с карты Украины исчезло 468 сел, то есть в среднем — 18 сел ежегодно.
Следовательно, вопрос о возрождении украинского села с каждым годом набирает все большую актуальность. Именно поэтому Минагропрод поддерживает проведение конкурса «Невероятные села Украины» уже в четвертый раз для взаимодействия мелкого и среднего бизнеса и органов государственного управления на селе, что, в свою очередь, будет способствовать развитию сельских территорий и общин, популяризируя при этом жизнь в селе.
По вашему мнению, каким образом проект раскрывает потенциал сел?
Ольга Трофимцева: Проведение подобных конкурсов — это возможность проявить себя, реализовать амбициозные планы развития и улучшить условия проживания общины. Именно от инициативных объединенных общин зависит будущее украинского села, которое имеет значительный потенциал.
Мировой опыт свидетельствует, что большинство граждан готовы вносить свой вклад в местные проекты развития при условии непосредственного участия в принятии решений и ощущая на себе результаты реализации проекта, которые улучшат условия их проживания. Позволяя общинам определять, как нужно планировать ту или иную программу развития, органы самоуправления тем самым укрепляют их чувство собственной ответственности за проект.
Села-участники конкурса проектов имеют возможность показать свою неповторимость, хотя и не всем посчастливилось «родиться» возле чудес природы или стать свидетелями культурных или исторических событий. Однако отсутствие изюминок у села не уменьшает шансы получить титул «невероятного».
Более того, конкурс способствует развитию в сельской местности несельскохозяйственных видов экономической деятельности, которые могут быть важными источниками поступлений для общин, например, зеленого туризма, развития ресторанного или гостиничного бизнеса и других бизнес-направлений. И именно в этом я вижу большую перспективу развития сельских территорий Украины.
Состоит ли успех в проявлении инициативы снизу?
Ольга Трофимцева: Политика сельского развития, которая является частью евроинтеграционных обязательств Украины, является также безусловным приоритетом деятельности Минагропрода. Реализация правительственных программ по поддержке фермерства и кооперации способствует обеспечению социального и экономического развития сельской местности. Однако устойчивое развитие невозможно без проявления инициативы снизу, непосредственно от территориальных общин и людей, живущих в селах.
Каким вы видите дальнейшее развитие украинского села и украинских сельских территорий?
Ольга Трофимцева: Среди самых острых проблем сельских территорий и проживающего на них населения — бедность, трудовая миграция, безработица, углубление демографического кризиса, упадок социальной инфраструктуры, низкая обеспеченность сетью сельских образовательных учреждений и объектами культурного назначения. Именно поэтому с целью развития аграрного сектора экономики и развития социальной инфраструктуры сел в Минагропроде принимаются меры, которые будут положительно влиять на результативность сельскохозяйственного производства и уровень жизни селян, что, в свою очередь, будет способствовать повышению привлекательности сельских территорий для проживания.
Сегодня правительство акцентирует внимание на создании условий для развития субъектов малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства, в первую очередь семейных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. В аграрном секторе экономики производством сельскохозяйственной продукции занимаются более 49 тыс. сельхозпредприятий, 67% из которых являются фермерскими хозяйствами. Именно фермерство, в силу своей специфики и высокого уровня применения ручного труда, представляется основой социального и экономического устройства сельских территорий.
Кроме фермерских хозяйств, сельскохозяйственную продукцию производят 4,1 млн личных крестьянских хозяйств. Повышение эффективности их хозяйственной деятельности, формирование партий сельскохозяйственной продукции надлежащего объема и качества и продвижение ее к организованному аграрному рынку возможно через трансформацию ЛКХ в семейные фермерские хозяйства. Трансформация личных крестьянских хозяйств, которая должна быть добровольной, также будет стимулироваться действенными механизмами государственной поддержки.
Оказание поддержки развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации, а также стимулирование хозяйств населения к переходу в фермерские хозяйства предусмотрено одобренной правительством Концепцией развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации на 2018-2020 годы. На реализацию ее положений и для обеспечения доступа к кредитным ресурсам, технике, оборудованию, семенам и др. направлена бюджетная программа «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств» с объемом финансирования в 2019 году — 800 млн гривень.
Являются ли ОТО путем решения проблем села?
Ольга Трофимцева: Мощной движущей силой развития села является инициирование общиной определенных решений, которые непосредственно влияют на ее жизнедеятельность. Участие членов общины в процессе развития должно быть не формальным, а реальным, более того — действенным, чего можно достичь путем самоорганизации членов общины. Жизнеспособность села зависит от того, насколько сельские общины могут поддерживать местную инфраструктуру на должном уровне, иметь доступ к широкому спектру услуг, а также работать над активизацией предпринимательской деятельности, интенсификацией экономических возможностей.
Государство, начав процесс децентрализации, открыло общинам возможности для усиления их экономической состоятельности и мотивировало к территориальной сплоченности с целью увеличения поступлений в местные бюджеты и использования их соответственно на свое усмотрение. Преимущества децентрализации для развития сельских территорий заключаются в том, что решение об общественных расходах принимаются на местном уровне, соответствующем местным потребностям населения, и поэтому такие расходы в большей степени будут отражать потребности в местных услугах, чем принятые на центральном уровне решения.
Приведите примеры успешных общин.
Ольга Трофимцева: Среди примеров успешных общин можно привести Покровскую поселковую ОТО, что на Днепропетровщине. Община сегодня является лидером по внедрению молочных кооперативов. На развитие кооперативного движения были привлечены миллионы гривень — это и внутренние, и внешние инвестиции. Здесь кооперация частично решает проблему занятости населения. Покровская ОТО существует с 2016 года. За это время здесь отремонтировали школы, дороги, административные здания, приобрели мобильный ЦПАУ, обустраивают зоны отдыха и строят скейт-парк.
Фурсовская сельская ОТО (Киевская область) первая в Украине присоединилась к реализации проекта Европейского Союза «Мэры за экономический рост», в рамках которого реализуется разработанный план привлечения туристов в сельскую местность путем стимулирования народного промысла, а также производства и выращивания органической продукции. Кроме того, община является пилотной по внедрению социальной защиты населения, поддержки пенсионеров, ветеранов войны и незащищенных слоев населения.
Веселовская поселковая ОТО (Запорожская область) имеет собственную мобильную линию для сортировки твердого мусора. Новая линия предназначена для переработки бытовых отходов — как на полигонах, так и на несанкционированных свалках. Конструкцию передвижного мусоросортировщика разработали полтавские инженеры. Веселовская община стала первой в Украине, кто его приобрел. Финансирование было общее, то есть 50% гранты, 50% — средства общины.
В Домановской поселковой ОТО (Николаевская область) активные жители нашли возможность превратить 300 квадратных метров развалившегося помещения в многофункциональный коворкинг-центр, который включает в себя пространство для работы или тренингов, просмотра 3D-фильмов и зал для занятий фитнесом.
Ваши рекомендации руководителям сельских советов относительно развития инвестиционной привлекательности сел.
Ольга Трофимцева: Как показывает опыт, успешное развитие сельской общины, которое сопровождается обеспечением занятости селян и хорошо развитой инфраструктурой, выявляется на уровне изменений в отношении людей к насущным проблемам села, в мобилизации имеющихся знаний и использовании активов общины новыми способами и методами.
Поэтому добровольное объединение территориальных общин позволит новообразованным органам местного самоуправления получить соответствующие полномочия и ресурсы, повысит инвестиционную привлекательность сельских территорий. Именно благодаря своим коллективным действиям, участию и контактам сельская община приобретает новую жизнь: становится активной и действенной, организационно более сплоченной, способной инициировать новые изменения, с более действенными сетями и высокопрофессиональными знаниями, развитым лидерством и высоким уровнем энтузиазма.
Общинам необходимо активно включаться в процесс развития своей инвестиционной привлекательности, разрабатывать инвестиционные паспорта, провести инвентаризацию земли и зонирование территории, сформировать предложения, которые позволят инвесторам найти объекты, пригодные для эффективного применения своих наработок и капитала. А это, в свою очередь, обеспечит рост культурного и социально-экономического уровня развития общины и будет способствовать росту уровня привлекательности сел для работы и проживания.
Спасибо за беседу!
Проголосовать за «Невероятные села Украины 2019» можно здесь.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua