Об этом рассказала эксперт по финансовым вопросам ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Анна Бондаренко, анализируя, что на самом деле означает для сельхозтоваропроизводителей подобная коменсация: имитацию или реальную поддержку.
По ее словам, всего в 2015 г. программой воспользовались 630 предприятий. Предназначенные для компенсации кредитных ставок 300 млн грн были использованы на 97%. При этом сумма общая кредитов, предоставленных предприятиям АПК на начало декабря 2015 г. (по данным НБУ), составляла около 115,5 млрд грн.
«Может ли субсидирование аграрных кредитов в размере 300 млн грн существенно повлиять на рынок, объем которого сейчас превышает 100 млрд грн?» — задается вопросом эксперт.
На ее взгляд, эффективность распыления таких незначительных сумм и уместность концентрации средств для достижения какого-то одного, но устойчивого эффекта — вопросы, которые требуют дальнейшего изучения. Но не вызывает сомнения то, что целью государственной поддержки должен быть результат, а не имитация процесса поддержки как такового.
Принятый в первом чтении проект бюджета на 2017-й обещает снова аграриям 300 млн грн на мероприятия по удешевлению кредитов. При этом декларируется фокус на поддержке именно малых и средних сельскохозяйственных предприятий — тех, кого банки, как правило, не очень охотно кредитуют.
«На практике малые предприятия вообще не смогут принять участие в программе, поскольку минимальный размер растениеводческого предприятия, при котором большинство украинских банков по крайней мере согласятся рассмотреть заявку на кредит, составляет 400 га... Сейчас требования к заемщикам в большинстве банков настолько жесткие, что все, кто им соответствует, уже давно имеют исчерпывающий доступ к кредитованию. Для тех же сельскохозяйственных предприятий, которые в данный перечень не попадают (из-за отсутствия адекватного залога, надлежащего уровня финансовой отчетности и т.д.), снижение процентных ставок не окажет существенного влияния на доступ к кредитам», — пояснила Анна Бондаренко.
Также, омечает она, не стоит забывать, что речь идет о так называемых коротких деньгах, поскольку в компенсацию попадает исключительно оборотный капитал. Поэтому созданный коридор возможностей может оказаться слишком узким для того, чтобы эффективно влиять на задекларированное открытие доступа к финансированию для среднего, и особенно малого бизнеса. По сути, для таких предприятий механизм компенсации существует, однако компенсировать нечего.
«Тех фермеров, которые все же имеют доступ к банковскому финансированию и соответствуют указанным критериям, может остановить бюрократическая неэффективность самого механизма, поскольку сезон короткий и, если уж говорить о финансировании оборотного капитала, то фермерам нужны быстрые деньги», — подытожила эксперт по финансовым вопросам УКАБ.
AgroPortal.ua по материалам ЛИГА.net