По словам эксперта, во время подготовки документа, он обратил внимание на несколько интересных моментов. Представляем их для читателей AgroPortal.ua.
«Фактическая потеря контроля над частью территории Украины привела к увеличению избытка молока на рынке, поскольку территории были дефицитными по молоку.
До потери территорий избыток молока (то есть объемы, которые мы экспортировали) достигал 700 тыс. т в молочном эквиваленте, то в 2015 году он вырос примерно до 800-850 тыс. т. И это несмотря на уменьшение производства! Конечно, это также частично связано с потерей покупательной способности населения. Однако факт остается фактом.
Единственным способом снять напряжение с рынка является экспорт этих излишков молока в виде молочных продуктов. Однако, выручка от экспорта в 2015 г. упала примерно вдвое. При этом объем экспорта даже увеличился, но это, с учетом поставок в Крыму. Учитывая развитие наших перерабатывающих предприятий и низкие мировые цены, диверсификация экспорта будет происходить относительно медленно.
Итак, 850 тыс. т в избытке — это, примерно, минус 200 тыс. коров в хозяйствах населения. На наш взгляд, в 2016 г. поголовье будет падать еще быстрее, чем в прошлом. И оно будет падать как в домохозяйствах, так и в сельскохозпредприятиях, преимущественно в тех, где надои находятся на уровне менее 5 тыс. л на фуражную корову в год. Это, так называемые, социальные проекты крупных землепользователей.
Эффективные производители будут наращивать поголовье. Сейчас производство молока, благодаря росту цен на молоко и падению цен в сегменте концентрированных кормов, является прибыльным даже при надоях от 6 тыс. л в год и выше. А у нас реально уже немало хозяйств, доят 8 тыс. и больше.
Куда мы реально существенно увеличили поставки?
- Египет;
- Узбекистан;
- Пакистан;
- Бангладеш;
- Грузия;
- Китай (успели, несмотря на то, что открыли только в конце года!);
- Марокко;
- Афганистан;
- Молдова;
- Азербайджан;
- Мьянма;
- Нигерия;
- Вьетнам.
Стоит учесть, что поставки в большинство из этих стран не давали и приблизительно такой доходности, которую давали поставки в РФ. Однако о таком уровне доходности стоит уже забывать — больше его не будет.
На рынке есть огромное количество предложений о покупке вполне неплохих, но преимущественно старых, молочных предприятий, которые продаются за бесценок. Проблема в том, что в такие заводы вкладывать придется немало средств. А окупаемость, при современном уровне цен на молоко, будет достигать 5-7 лет, даже если сохранить часть старого оборудования. Ведь инвестиции сейчас нужны не только в железо, но и в маркетинг, и, особенно, в людей!»