Украинское молоко: вызовы, реалии и перспективы

08 января 2016, 12:45 1808

В конце января ФАО планируют представить стратегию развития молочной отрасли. Об этом на свой странице в Facebook рассказал экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.

По словам эксперта, во время подготовки документа, он обратил внимание на несколько интересных моментов. Представляем их для читателей AgroPortal.ua.

«Фактическая потеря контроля над частью территории Украины привела к увеличению избытка молока на рынке, поскольку территории были дефицитными по молоку.

До потери территорий избыток молока (то есть объемы, которые мы экспортировали) достигал 700 тыс. т в молочном эквиваленте, то в 2015 году он вырос примерно до 800-850 тыс. т. И это несмотря на уменьшение производства! Конечно, это также частично связано с потерей покупательной способности населения. Однако факт остается фактом.

Единственным способом снять напряжение с рынка является экспорт этих излишков молока в виде молочных продуктов. Однако, выручка от экспорта в 2015 г. упала примерно вдвое. При этом объем экспорта даже увеличился, но это, с учетом поставок в Крыму. Учитывая развитие наших перерабатывающих предприятий и низкие мировые цены, диверсификация экспорта будет происходить относительно медленно.

Итак, 850 тыс. т в избытке — это, примерно, минус 200 тыс. коров в хозяйствах населения. На наш взгляд, в 2016 г. поголовье будет падать еще быстрее, чем в прошлом. И оно будет падать как в домохозяйствах, так и в сельскохозпредприятиях, преимущественно в тех, где надои находятся на уровне менее 5 тыс. л на фуражную корову в год. Это, так называемые, социальные проекты крупных землепользователей.

Эффективные производители будут наращивать поголовье. Сейчас производство молока, благодаря росту цен на молоко и падению цен в сегменте концентрированных кормов, является прибыльным даже при надоях от 6 тыс. л в год и выше. А у нас реально уже немало хозяйств, доят 8 тыс. и больше.

Куда мы реально существенно увеличили поставки?
- Египет;
- Узбекистан;
- Пакистан;
- Бангладеш;
- Грузия;
- Китай (успели, несмотря на то, что открыли только в конце года!);
- Марокко;
- Афганистан;
- Молдова;
- Азербайджан;
- Мьянма;
- Нигерия;
- Вьетнам.

Стоит учесть, что поставки в большинство из этих стран не давали и приблизительно такой доходности, которую давали поставки в РФ. Однако о таком уровне доходности стоит уже забывать — больше его не будет.

На рынке есть огромное количество предложений о покупке вполне неплохих, но преимущественно старых, молочных предприятий, которые продаются за бесценок. Проблема в том, что в такие заводы вкладывать придется немало средств. А окупаемость, при современном уровне цен на молоко, будет достигать 5-7 лет, даже если сохранить часть старого оборудования. Ведь инвестиции сейчас нужны не только в железо, но и в маркетинг, и, особенно, в людей!»