Почему украинские фермеры не доверяют IT

02 февраля 2018, 12:22 1183

Украинские фермеры удивляют отсутствием стремления не то что внедрить, но и узнать о новых цифровых решениях, которые позволяют сделать агарный бизнес более эффективным.

Такое мнение высказал основатель группы компаний Interprojekt GMBH Иван Кунь.

Он отметил, что такая модель поведения иногда присуща и агрохолдингам — притом даже тем, которые искренне декларируют, внедрение передовых IT-инструментов. На деле часто оказывается: что компании бросают внедрение IT-инструментария на полпути так и не добившись результата, а только потратив бюджет.

«Наши аграрии… далеки от понимания, что такое бизнес-культура и привыкли ориентироваться на существующие традиции, даже если они не эффективны», — пришлось однажды Ивану Куню объяснять своему иностранному партнеру, который удивлялся нежеланию украинских аграриев внедрять цифровизацию бизнеса и процессов.

В результате дискуссии они пришли к выводам, почему в Украине так медленно происходит продвижение IT-решений для агро:

1. IT и агро пока не пересекаются, несмотря на немалое количество ивентов, которые проходят для того, чтобы как раз познакомить аграриев с IT–стартапами. Проблема в том, что эти два бизнеса говорят совсем на разных языках. И чтобы мелкому и среднему фермеру понять айтишника, ему надо пройти хотя бы небольшое обучение. Чтобы аграрию что-то продать, его надо сначала обучить этим пользоваться. Но точно также программистам нужно внимательно слушать «боль» аграриев, понять их логику, чтобы эффективнее решать их проблемы.

2. Украинские аграрии довольно консервативные люди — если у них что-то работало до вас, то вряд ли они захотят что-либо улучшать. Например, они привыкли молиться на природу и бороться с воровством дедовскими способами, и будут настаивать на том, что так эффективнее. Говорить с ними нужно только на языке цифр, причем лучше не в денежном эквиваленте, а в центнерах и тоннах, в этом смысле их воображение работает безупречно.

3. Несмотря на успешную «витрину» многих аграрных компаний, на самом деле легко столкнуться с беспорядком и отсутствием четко выписанных бизнес-процессов. Любое IT-решение основано на логике, ключевых процедурах и результатах. Иногда на внедрение решения, которое может увеличить прибыль с одного гектара на 20%, уходит много месяцев, прежде чем коллектив согласиться поменять свою корпоративную культуру. Люди не любят изменения и начинают обвинять IT-решения в том, что оно не работает. Хотя на самом деле, оно просто четко показывает эффективность работы каждого сотрудника. Саботаж коллектива — часто признак эффективности предложенного решения.

4. Собственники и сами не готовы к изменениям культуры ведения бизнеса. Вот был у нас клиент, мы внедряли ему систему учета, поставили датчики на все оборудование, обучили операторов, трактористов, описали процессы. И вот стало понятно, кто после смены сливает бензин, и лучшие трактористы стали увольняться. Собственник в панике: «Вы мне все поломали!». А ты просто подыми людям зарплату, создай прозрачную и понятную мотивацию, и они перестанут воровать.

5. Если собственники мелких и средних агрокомпаний (за редким исключением) предпочитают дедовские методы новым технологиям, то крупные агрокомпании внимательно изучая рынок аграрных стартапов, пытаются изобрести свое колесо.

Иван Кунь отметил, что уровень цифровой продвинутости компании зависит от топ-менеджмента.

«Есть в агросекторе совсем «дикие» предприятия, но среди больших холдингов таких нет. Большие компании будут задавать тон изменениям. Уже сейчас есть агрохолдинги, которые заказывают для своих работников бизнес-стимуляторы, чтобы обучить новым подходам и помоделировать разные модели поведения. Для украинского агрария это все-еще звучит как фантастика, но европейскому уже давно понятно — агробизнес — это управление рисками, аналитика и прогнозирование», — подытожил Кунь.


AgroPortal.ua по материалам «Нового времени».