О том, кто лишний на таможне, рассказала партнер проекта EasyBusiness Татьяна Паламарчук.
Нормативно-правовые и процедурные практики советской командно-административной системы не первый год камнем тянут на дно украинскую экономику, считает она. В этой борьбе за выживание предприятия теряют конкурентоспособность, а Украина — нишу для инвестиций и проникновения иностранных активов.
Международный торговый вектор — одна из сфер, где изменения начались. Однако их пока все равно недостаточно.
«Уже совершен конструктивный шаг в направлении партнерства бизнеса и государства — принято к рассмотрению в парламенте законопроекты 4777 и 4776 о введении в Украине института уполномоченных экономических операторов. Но ощутимый тормоз для поступательного развития торгово-логистического потенциала Украины — система государственного контроля экспортно-импортных операций. Она остается практически той же, как и 20, 30, 50 лет назад», — утверждает Татьяна Паламарчук.
Предприятия вынуждены контактировать с бессчетным количеством контроллеров. Недобросовестные участники рынка знают, как безболезненно обойти систему государственного контроля. А вот для законопослушных предприятий такая практика остается стабильным рычагом коррупционного давления на бизнес.
Эксперт считает, что в условиях глобального рынка и введения каждой страной системы защиты от ввоза на свою территорию некачественных или опасных товаров, дублирования еще и украинской таможней отдельных видов контроля при экспорте неэффективно. Особенно это касается радиологического контроля.
«Экспортер «по умолчанию» оформляет сертификат дозиметрического контроля, когда страна-импортер требует этого, вместе с тем украинский товаропроизводитель все равно вынужден проходить тотальный радиологический контроль всех товаров для экспорта. Эта практика является следствием нашего «пост-чернобыльского синдрома». Однако Япония ничего подобного после Фукусимы 2011 г. в себя не вводила», — отметила Татьяна Паламарчук, добавив, что обязательный радиологический контроль уместен только при ввозе грузов в Украину.
Она рассказала, что международная практика не знает такого вида контроля как «экологический» и предусматривает осуществление контроля перемещения товаров повышенной опасности для окружающей среды из-за границы только таможенными органами.
«Ликвидировав экологический контроль в международной торговле, мы смогли бы существенно оптимизировать операционные расходы бизнеса, избежав двойного досмотра товаров, который проводился отдельно таможенниками для таможенных процедур и экологами для экологического контроля», — добавила эксперт.
По данным опроса, проведенного European Business Association, 54% представителей бизнеса оценили качество обслуживания радиологического контроля не выше чем на 3 балла из 5. Что касается экологического, более 70% респондентов оценили комфорт проведения этого контроля до 3 баллов из 5.
«По оценке экспертов EasyBusiness, только оптимизация процедур радиологического и ликвидация экологического контроля позволит уменьшить административные расходы государства на 17 млн грн ежегодно. В том числе путем ликвидации штата экологов на таможенных постах, из которых только 10% специалистов достаточно для проведения обучения сотрудников других служб, которые будут осуществлять отдельные функции экологов», — отметила Татьяна Паламарчук.
Именно такая практика действует в странах ЕС в штатном порядке.
AgroPortal.ua по материалам «Экономическая правда»