Об основных заблуждениях руководителей крупных компаний в работе со СМИ и общественностью рассказала вице-президент Украинской PR-Лиги Елена Деревянко:
1. «Чтобы денег не платить».
Симптомы: святая уверенность в том, что при нынешней расстановке сил работой с массмедиа можно не заниматься вообще. Дескать, СМИ никто не верит, незачем тратить деньги на эту ерунду. Надо общаться напрямую с потребителями, а они — в соцсетях.
Последствия: напоминает желание раз и навсегда пересесть из автомобиля на воз, запряженный волами. Конечно, индивидуальная, предельно кастомизированная коммуникация и в В2С-, и в В2В-секторах очень важна и незаменима. Равно как и соцсети. Но если есть возможность воспользоваться точкой разгонки сигнала, привычной для аудитории и концентрированной, во многих случаях мощный направленный взрыв эффективнее множества мелких петард.
2. «Я дружу с журналистами» или «Их хозяин — мой друг».
Симптомы: уверенность, что личные отношения с владельцами медиаресурсов или действующими либо бывшими журналистами заменяет системную PR-работу. Такие отношения важны. Но их невозможно поддерживать со всем значимым медиасообществом.
Последствия: чрезмерная самоуверенность, результат которой — уязвимость в случае информационной атаки. Ложные друзья не приходят на помощь, а иллюзорные отношения не заменяют систему антикризисного реагирования.
3. «Соцсети — наше все».
Симптомы: привычка собственника жить в соцсетях. Со временем нарушается восприятие причинно-следственных связей, исчезает понимание реальных мотивов поведения потребителей и других значимых стейкхолдеров. Очень мало бизнесов могут ограничиться продвижением только в виртуальном пространстве, и крупных не-IT-компаний среди них нет.
Последствия: неправильно оцениваются целевые аудитории, не видны источники риска, не достигаются цели управления репутацией.
4. «Я интересен мировому правительству».
Симптомы: склонность видеть политический подтекст в сугубо экономических процессах. Да, конспирология испокон веков развлекает человечество, в особенности элиты, чье самолюбие приятно щекочет знание тайных механизмов принятия судьбоносных решений. Однако не нужно за каждым «желтоватым» журналистским расследованием искать происки могущественных оппонентов. Иногда сигара — это просто сигара. Или инициатива исполнителя.
Последствия: неоптимальное распределение ресурсов между направлениями PR-работы. И, как результат, неожиданные туше в реально уязвимые места, а также недоработки по другим фронтам.
5. «Посади среди цветов сорок розовых кустов».
Симптомы: убеждение в том, что внутренняя PR-cлужба должна все делать своими силами. Даже если в ней работают два человека, а компания в силу масштаба бизнеса занимает лидерские позиции или претендует на них.
Последствия: недоиспользование репутационного потенциала из-за банального дефицита времени у сотрудников или их недостаточной для решения поставленных задач квалификации.
Конечно, все эти ситуации были и раньше. А вероятность их возникновения зависит, прежде всего, от степени зрелости систем репутационного менеджмента. Но кто предупрежден — тот вооружен. И знание системных проблем бизнес-среды в сфере управления репутацией может уберечь от многих ненужных ошибок. Чтобы выйти из то ли горнила, то ли чистилища более сильным и потенциально успешным.
AgroPortal.ua по материалам LandLord