Такая ситуация, в первую очередь, связана с отсутствием средств. Только вдумайтесь: последние средства на развитие сельских территорий были выделены в 2008 г.
И вроде уже более чем год задекларирован курс на децентрализацию, и крупные агрохолдинги говорят, что деньги в местные бюджеты платят, но ситуация не меняется.
«Наш холдинг в прошлом году потратил около 3 млн грн на развитие местных общин. Мы открыли 2 детских садика, содержим на 50% школы», — констатирует исполнительный директор Agricom Group Петр Мельник.
Что же является причиной того, что села не богатеют? И куда идут деньги компаний, которые обрабатывают земли в регионах?
Представители крупных компаний в четверг, 12 мая, озвучили сумы уплаченных налогов. И сумы эти, нужно сказать, внушительные. У «Кернела» только агропредприятия заплатили 434 млн грн, у «Мрии» цифра на уровне 200 млн грн, у Agricom Group — 30 млн грн.
В свою очередь, ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» предоставила четкую структуру распределения налогов, которые идут в местные бюджеты, но публичные компании жалуются, что честно платить в общую копилку развития села хотят не все.
Причин для этого несколько. На местном уровне достаточно просто договориться с пайщиками и обрабатывать незарегистрированную землю. Арендатор такой земли может предложить селянину высшую арендную плату, ведь налоги он не платит.
«Комфортнее договориться с селянином за «кэш», продавать неучтенное зерно, которое тоже нигде не светится. Нам дискомфортно работать в таких условиях, потому что эти люди могут платить аренду за счет неуплаченных налогов и повышать ее», — говорит гендиректор «Мрии» Саймон Чернявский.
Важным моментом остается факт «кумовства». Нередко руководители местных органов власти получают «откаты» за обработку такой земли. Понятно, что крупные компании не хотят закрывать на это все глаза, ведь они вынуждены содержать социальную инфраструктуру села, выделять деньги на социальные проекты на фоне усиления налогового давления.
Еще одним нерешенным моментом, который сложно проконтролировать из Киева, является отсутствие четкой географии распределения и использования земель. По словам Петра Мельника, только сельский голова точно знает, кто и где в его регионе обрабатывает землю, а проконтролировать главу должна общественность. В Украине пока с этим тоже все плохо.
По оценкам УКАБ, в тени в Украине обрабатываются около 7 млн га, которые могли бы в 2016 г. принести дополнительно 3,55 млрд грн в местные бюджеты.
«Сейчас рынок абсолютно непрозрачный и нет одинаковых условий для всех игроков. Основная проблема — сделать единые правила и детенизировать АПК в целом», — говорит гендиректор «Мрии» Саймон Чернявский.
По его словам, Украина должна продолжить курс на децентрализацию, поскольку на сегодня только часть налогов идет в местные бюджеты, соответственно, у местных органов власти нет стимула выводить «из тени» незаконных арендаторов.
В свою очередь, генеральный директор «Индустриальной молочной компании» Алекс Лисситса считает, что поспешное и радикальное изменение системы налогообложения в 2015 г. также способствовало уходу части производителей «в тень».
«Повышение налогов ничего не даст. Те, кто их платил, продолжат платить, а те, кто не платил, не будет», — констатирует он.
«Кернел» в регионах присутствия активно включился в процесс информирования местных организаций о том, какие налоги и куда уплачивает, чтобы они сами могли все это проконтролировать и спланировать свою дальнейшую работу.
«В 2015 г. мы запустили проект по информированию местных администраций о тех налогах, которые мы платим. Мы отчитываемся перед сельсоветами о том, сколько мы заплатили селу, району, государству. В 2015 году налоговые отчисления агропредприятий «Кернел» составили 434 млн грн. Кроме того, 23 млн грн — сумма реализации социальных проектов в регионах присутствия. Итого на социальную и экономическую поддержку мы направили 457 млн грн», — отмечает руководитель службы социальной политики и коммуникаций, Департамент персонала и коммуникаций компании «Кернел» Оксана Коваль.
Уже в июне аграрные компании будут иметь бюджет на следующий год, понимая с точностью до 5%, какой урожай и какие финансовые результаты они получат. Но пока никто из участников рынка не понимает, чего ожидать от Государственной фискальной службы и правительства в плане спецрежима и других налогов для агропромышленного комплекса.
«Сейчас мы будем формировать бюджет вообще не понимая, какими будут налоги и законы в стране. Это нонсенс», — говорит руководитель Agricom Group.
У государства стратегическая политика в отношении отрасли отсутствует. А ведь ответственность за наполнение бюджета должна лежать не только на участниках рынка, но и на органах местной власти, которые сами должны понимать, кто может приносить им деньги. Государство также должно контролировать ситуацию и создать условия для того, чтобы налоги платили все участники рынка.
«Мы призываем вести правильную культуру бизнеса и основных игроков, и местных фермеров, чтобы у всех были равные условия и честная конкуренция на рынке. От этого выиграют и аграрии, и местные органы», — резюмирует Оксана Коваль.
А Алекс Лисситса акцентирует внимание на отсутствии правильного подхода к определению нормативно-денежной оценки земли в зависимости от региона. «Одно дело — нормативно-денежная оценка в Луганской области, но другое дело — в Винницкой или Черкасской. Это абсолютно несопоставимые показатели. Насколько мне известно, Госгеокадастр отработал новую систему нормативно-денежной оценки и ее нужно воплощать в жизнь», — добавляет он.
Прислушается ли власть к бизнесу и уйдет ли в скором времени в небытие тезис, что «украинское село гине», покажет только время.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua