В обсуждении приняли участие более 600 человек — представители агрохозяйств и профильных ассоциаций, общественные активисты, ученые, эксперты, представители исполнительной власти и органов местного самоуправления. От правительства на слушанья был делегирован первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк, который озвучил основные составляющие земельной реформы.
AgroPortal.ua приводит основные тезисы из этого выступления.
Очень символично, что парламентские слушания прошли именно в эти дни, когда земельная реформа отмечает свой 26-й день рождения. 18 декабря 1990 г. Верховный Совет УССР принял постановление, которым объявил все земли Украинской ССР объектом земельной реформы. И сегодня вместо того, чтобы выполнять свое назначение, средства производства национального масштаба — земля — так и остается лишь объектом реформы.
Когда отдельные апологеты рынка земли называют мораторий абсолютным злом, они грешат против истины. На отдельных этапах становления сельского хозяйства такие ограничения были необходимой мерой пресечения, о чем свидетельствует опыт Чехии и Румынии, других европейских стран. Ограничения на рынке земли не помешали украинскому АПК стать феноменально успешным, генерируя до 12% ВВП страны, обеспечивая треть экспортной выручки и выведя Украину в рейтинг ТОП-10 поставщиков зерновых на мировой рынок.
Мы никогда не узнаем, какой нереализованный потенциал был подавлен мораторием и каких показателей мы могли бы достичь на сегодня, если бы запустили свободное обращение земель 5-10 лет назад, как другие постсоциалистические страны. Простейшие расчеты, построенные на сопоставлении урожайности, свидетельствуют о потере $3,3 млрд ежегодно или $43 млрд с 2004 года.
Многократно пролонгированное действие моратория привело к искажению отдельных элементов АПК. Они проявляются, в частности, в образовании сверхбольших аграрных формирований, десятка крупнейших из которых оперирует почти 3 млн га земли, и получая монопольную ренту, постоянно наращивает свой земельный банк.
Отсутствие полноценной собственности на землю — одна из основных причин того, что в растениеводстве преобладают культуры с простым циклом производства, такие как зерновые, подсолнечник и кормовые. В 2015 году они заняли 92% посевных площадей, тогда как удельный вес земельного банка многолетних насаждений снизился настолько, что Государственная служба статистики даже перестала публиковать информацию о нем.
Официальный уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городе только на 4,4%, однако этот показатель не учитывает маятниковой миграции, вынужденной миграции за границу и включает искаженное понятие самозанятости: когда люди из-за невозможности устроиться на достойную работу вынуждены самостоятельно обрабатывать свои угодья с минимальным уровнем производительности.
К сожалению, малоизвестным фактом является то, что сокращение населения Украины в основном связано с его сельской частью. Уменьшение последней за последние 16 лет составило 2,9 млн человек, или 18,1%, что на 60% выше, чем темпы сокращения городского населения.
Даже самые высокие арендные ставки на паи, которые зафиксированы в Полтавской области, не превышают 2,5 тыс. грн, что несопоставимо с маржинальностью агропроизводства.
Все действия и решения в контексте земельной реформы должны рассматриваться через призму развития сельских территорий. В сельской местности должен быть сформирован средний класс, который станет драйвером экономической активности и создания рабочих мест. Инструменты достижения этой цели могут быть разными, однако очевидно, что трансформация невозможна без изменения формата земельных отношений.
Безусловным государственным приоритетом должна быть поддержка небольших семейных ферм, от развития которых напрямую зависит благосостояние сельских территорий. Преференции этой категории участников земельных отношений могут быть предоставлены путем временного ограничения выхода на рынок крупного капитала. Таким образом, небольшие сельхозтоваропроизводители смогут формировать свой земельный банк в условиях конкуренции с сопоставимыми по масштабу игроками.
Опыт европейских стран предлагает разнообразие моделей внедрения рынка земли. Ни одна из них не может быть полностью имплементирована в Украине, однако отдельные их элементы могут быть и должны быть использованы.
В Румынии площадь покупки ограничена 200 га, Литве — 300 га, Польше — 300 га, в Дании — 30 га, при этом требуется еще профессиональная подготовка и фермерский опыт.
В Германии, где рынок земли вводился в несколько этапов общей продолжительностью более 10 лет, по действующим на сегодня правилам покупатель должен проживать или переехать по месту покупки земельного участка для фермерства. Максимальная площадь концентрации — 450 га.
В большинстве европейских стран на рынке земли действуют государственные операторы. Они имеют разные названия и структуру — Бюро, Агентство, Земельный фонд, однако во всех случаях они служат для того, чтобы балансировать интересы участников земельных отношений.
Любая реформа должна иметь рискованные элементы. В случае с земельной реформой в Украине эти риски мультиплицируются из-за социальной чувствительности вопроса и политического популизма. Однако нет ни одного риска, которые не поддавался бы нивелированию, было бы желание.
Политики, выступающие за продление моратория, часто подкрепляют свою позицию ссылкой на общественное мнение. За последний год стал очень популярным тезис, что большинство владельцев паев выступают против запуска рынка земли. Однако при всем уважении к такой науке как социология, надо понимать, что в ней результат исследования часто зависит от формулировки вопроса, и это открывает очень широкие возможности для манипуляций.
Так, согласно исследованию USAID «Актуальные вопросы земельной реформы в Украине», на два взаимоисключающих вопроса — «Поддерживаете ли вы продление моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине» и «Хотели бы вы иметь право беспрепятственно купить и продать землю», положительно отвечает примерно одинаковое количество одних и тех же респондентов.
Мы, безусловно, должны принимать во внимание мнение общественности и руководствоваться им при принятии решений. Однако оно не должно становиться инструментом для манипуляций.
Очередная, и вряд ли последняя версия законопроекта об обороте земель сельскохозяйственного назначения зарегистрирована буквально на прошлой неделе. Очевидно, для решения вопроса освобождения 7 млн людей из крепостничества в государстве есть достаточный интеллектуальный ресурс. Открытый вопрос — хватит для этого политической воли.
Наталья Бортник, AgroPortal.ua