Проблемный мир аграрного образования

26 января 2016, 06:30 3415

Рынок требует квалифицированных кадров, а образование не в силах ими обеспечить. Такая картина характерна для многих отраслей украинской экономики. Но особенно это заметно в аграрном секторе, где плоды труда, а значит и знаний, становятся видны за очень короткий промежуток времени.

«Не так давно аграрное образование из-под юрисдикции Министерства аграрной политики и продовольствия Украины перешло к Министерству образования и науки Украины. Но от этого его связь с бизнесом и аграрной политикой в целом не стала меньше. А, учитывая значение агросектора на экономику страны, то от уровня образования специалистов в этой отрасли, зависит будущее благополучие страны», — таково мнение заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Елены Ковалевой.

Что же сегодня мешает аграрному образованию соответствовать запросам рынка? И как эти проблемы хотя бы попытаться решить?

Заманчивые перспективы для «зеленых» абитуриентов

В последние годы популярность аграрных вузов и профильных специальностей возросла как, пожалуй, никогда ранее. Причин для этого несколько. Обучение на классических аграрных специальностях относительно доступное: это почти всегда дешевле, чем менеджмент, юриспруденция, медицина. У студента аграрного вуза самые высокие шансы побывать на практике за рубежом — в Европе и США. И, самое главное — эта отрасль развивается, а это значит, создаются рабочие места с неплохой зарплатой, а кому особо повезет — с соцпакетом и даже автомобилем.

«Аграрный сектор в Украине развивается и этим он привлекателен для студентов. Есть возможность устроиться на хорошую работу, подниматься по карьерной лестнице. Многих привлекает возможность открытие собственного дела — фермерство, поэтому мы много времени уделяем обучению предпринимательству. Кроме того, у студентов перед глазами есть реальные примеры успешных аграриев. На первых курсах в вузах следует приглашать на лекции бизнесменов, фермеров, ученых, чтобы студенты понимали, что есть к чему стремиться», — рассказала исполняющая обязанности директора Научно-методического центра информационно-аналитического обеспечения деятельности высших учебных заведений «Агроосвита», заместитель главы Совета по вопросам аграрного образования МОН Украины Татьяна Ищенко.

Сельскохозяйственный вуз сегодня есть практически в каждом областном центре, а общее количество студентов аграрных учебных заведений разных уровней аккредитации составляют почти 1/10 часть всех украинских студентов.

В то же время работодатели жалуются: выпускники вузов до нужного уровня не дотягивают, и их подчас приходится полностью переучивать.

Насколько «высшее» наше аграрное образование?

Перечислять проблемы аграрного образования можно долго. И от этого может стать довольно грустно. Первое — снижение уровня финансирования, что влечет за собой цепочку понятных и неприятных последствий. Второе — трудности сохранения за учебными заведениями земельных участков, где и должна постигаться прикладная аграрная наука (известен случай, когда у учебного заведения «исчезло» 2 тыс. га земли!). Третье и очень важное — несоответствие образования потребностям рынка и, как следствие, проблемы в трудоустройстве молодых специалистов. Четвертое — недостаточный профессиональный уровень преподавательского состава. И так можно продолжать еще долго.

В итоге – имеем на рынке труда десятки, сотни и даже тысячи бакалавров, специалистов и магистров, которые не могут найти работу по профилю. Эти проблемы на своем первом заседании обсудили члены Совета по вопросам аграрного образования.

«В Украине сегодня сложилась ситуация, когда некоторые университеты открывают специальность, но не имеют для этого необходимой технической базы. Тут необходима координация. Мы не можем запрещать открывать эти специальности, для этого в стране есть органы, которые выдают лицензии. Но мы можем повлиять на формирование государственного заказа на специалистов», — озвучил свое мнение проректор по учебной и воспитательной работе Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Сергей Кваша.

Но тот факт, что образовательная и экспериметальная база недостаточно хороши не всегда свидетельствует о том, что недостаточно хороши сами студенты. Молодые люди стараются показать себя потенциальному работодателю с наилучшей стороны — такой опыт «Индустриальной молочной компании».

«Наши студенты тянутся к знаниям, хотят учиться. В прошлом году мы брали 20 студентов на стажировку, 10 из них оставили работать в компании. Кроме того, мы проводили внутреннее тестирование в компании. Из 67 агрономов первое место занял как раз студент-практикант. Так что теоретическая база все-таки у ребят есть. Вопрос в практике», — уверен генеральный директор «Индустриальной молочной компании», президент Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», глава Совета по вопросам аграрного образования Алекс Лисситса.

При этом руководитель ИМК заметил, что обучение стажеров для предприятия затратное мероприятие: за студентом необходимо закрепить специалиста, выдать ему форму, обеспечить жильем и транспортом и т.д. Но другого выхода, как самим воспитывать профессионалов, по мнению Лисситсы, у аграрных компаний нет.

Решением этой проблемы могла бы стать Единая база практического обучения студентов, где бизнес бы выступал с предложением к аграрным образовательным учреждениям и студентам. Единственная проблема, которая может возникнуть, по мнению представителей образования — недобросовестный подход работодателей.

«Все базы практик должны пройти условную «аттестацию». Я не говорю об аттестации в прямом смысле этого слова. Но необходимо провести мониторинг потенциальных мест практики, чтобы иметь представление о том, куда отправляем студента работать: есть ли там приемлемые условия для проживания, питания, будет ли за практикантом закреплен мастер и т.д.. Студент должен не только побывать на предприятии, но и выполнить план практики, предусмотренный согласованной учебной программой», — отметил ректор Сумского национального аграрного университета Владимир Ладыка.

Есть кому учиться. Некому учить?

Сам же ректор СНАУ обеспокоен уровнем подготовки преподавателей. Именно тем, кто должен «наполнять» головы студентов новейшими знаниями, сами не имеют возможности эти знания получить.

«Нам необходимо начинать с мотивации преподавателя к повышению собственной квалификации и конкурентоспособности. Ведь, на сегодняшний день потребность выезда за границу для получения передового мирового опыта не стоит так остро, поскольку новейшие технологии сами пришли на поля и фермы Украины. И преподаватель должен сам быть «в тренде», чтобы передать соответствующие знания студентам», — настаивал Владимир Ладыка.

Чтобы решить эту проблему, на Совете по вопросам аграрного образования решили обратиться к опыту УКАБ по созданию АгроШколы, и на ее базе разработать пилотный проект для преподавателей.

«Чтобы получить что-то большое, нужно начать с малого. Для начала взять основные направления в агробизнесе и начать обучение. Это базовые модули по четырем направлениям: агрохимия и техническое обеспечение оптимального урожая, управление молочным бизнесом, плодоводство, агроменеджмент и агрофинансы . Для начала оптимальной будет организация двухдневного насыщенного обучения которое обязательно будет включать в себя практическую часть на ведущих специализированных аграрных предприятиях. На себя мы готовы взять участие в поиске финансирования — поиск партнеров-спонсоров, грантов, международных партнеров и т.д.», — презентовала будущую программу заместитель генерального директора УКАБ по вопросам сотрудничества с аграрными вузами и научными учреждениями Елена Ковтун.

Тракторист богаче агронома

Но кого сегодня не хватает бизнесу? Совсем не доцентов и кандидатов наук. В селе не стало квалифицированных трактористов, доярок, свинарок и т.д. Доходит до того, что тракторист в агрохолдинге в сезон получает зарплату большую, чем дипломированный агроном.

В то же время техникумы, колледжи, училища, в которых готовят этих специалистов, все чаще едва ли не оказываются под угрозой исчезновения.

«У колледжей и техникумов должно быть свое место в системе образования. Сегодня всего 21 колледж остался самостоятельным и отделенным от университетов», — озвучил проблему директор Ильинецкого государственного аграрного колледжа Василий Пиндус.

«Министерство образования и науки Украины должно понимать, что аграрные учебные заведения — это очень специфическая отрасль. Нельзя губить профессиональное образование. Без техникумов, колледжей, училищ молодежь в селе может остаться без образования вообще. Наоборот, эти учебные заведения нужно «привязать» к ВУЗам и беречь. Я говорю именно о технических специальностях. Город, возможно, еще не чувствует их недостаток так остро, а в селе – это уже проблема», — уверен народный депутат Украины, заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Заболотный.

Этим учебным заведениям не хватает финансирования. Возможно, они могли бы зарабатывать больше сами. Но им не позволяет законодательство.

«Наши учебно-исследовательские хозяйства предназначены для практических занятий студентов и, в то же время, производя и выращивая определенную сельскохозяйственную продукцию, остаются на общей системе налогообложения. Но, статуса «агропроизводителя» у хозяйств нет, поэтому мы не можем участвовать в кредитных банковских программах, а, следовательно, развивать эти хозяйства. В связи с этим просто необходим пересмотр и уточнение нормативно-правовай базы для учебно-исследовательских хозяйств аграрных учебных учреждений», — высказал свое мнение директор Катюжанского высшего профессионального училища Руслан Недашковский.

А напоследок…

Всегда необходимо помнить, что за словами «образование», «бизнес», «наука» стоят люди. А в этом конкретном случае — сельские дети, которые с исчезновением училищ, техникумов, значительным сокращением квот на поступление в вузы, могут лишиться вообще какого-либо образования. И тогда в сельской местности будет по-прежнему много места для пшеницы, подсолнечника, сои и рапса. Но останутся ли там люди?


Виктория Кот, AgroPortal.ua