Немецко-украинский агрополитический диалог (АПД), Научно-методический центр «Агросвита» и ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» вместе с представителями учебных заведений разбирались в особенностях дуального образования в украинских реалиях, перенимая немецкий и европейский опыт.
«N.B.!» Дуальная система образования — будущее украинских аграрных колледжей
Руководитель проекта «Немецко-украинский агрополитический диалог» Фолькер Зассе главной задачей видит увеличение доли обучения на практических занятиях в условиях реального производства.
«Теория совместно с эффективной практикой — это залог успеха квалифицированного специалиста, что и требуется от учебных заведений. В нашем же случае нужно больше практических навыков и минимум необходимой теории», — констатирует он.
В связи с этим важно привлекать как можно больше предприятий. На этом акцентировал внимание руководитель немецкого аграрного предприятия Trumann Берндт Труманн.
Он говорит, что на обучение одного студента-практиканта на его предприятии уходит около €1 тыс. в месяц, включая питание и проживание. «А если нанимать квалифицированного работника, нужно платить ему почти в три раза больше. Но следует учесть, что на студента тратится большее количество времени — на разъяснительные работы, обучение, к тому же никто не застрахован от ошибки», — добавляет он.
Украина не отстает от немцев. К примеру, компания «Сигнет Холдинг» в этом году взяла на стажировку 4 студентов из Житомирского аграрного университета, оплата в месяц — 2,5 тыс. грн.
Но даже если компания готова, то украинские реалии без проблем «пропустить» студента на производство не позволяют.
«Проблемы возникают из-за отсутствия законодательства, поскольку, когда готовы и мы, и учебное заведение, для студента начинается квест по кабинетам, чтобы оформить индивидуальный график обучения. Нет никаких нормативов, которые бы беспрепятственно позволили совместить теоретическое и практическое обучение», — отмечает Ольга Дядечко.
У ректора Сумского национального аграрного университета Владимира Ладыки свое мнение о дуальном образовании. Вуз еще с 2012 года сотрудничает с холдингами и местными предприятиями, где студенты успешно проходят практическое обучение.
«Если рассмотреть определение, что такое дуальная система образования, то это фактически бывшее ФЗО — фабрично-заводское образование. После Первой мировой войны ФЗО было востребованным, потому что не хватало учебных заведений, заводы сами создавали свои школы. Профессиональное образование до 1991 года четко ориентировалось на определенные предприятия и направления, и было понятно, сколько нужно, например, трактористов для колхозов», — добавил он.
Когда же такая система изменилась, то главным реципиентом этих людей стал бизнес.
Сегодня, по убеждению Владимира Ладыки, для аграрного образования самое главное — это найти точки соприкосновения между определенными уровнями предприятий. «Для высших учебных заведений лучшими, конечно, являются холдинги. Потому что у них есть структуры, подбор персонала, современное техническое обеспечение», — говорит он.
Тут возникает логический вопрос: «Сколько таких рабочих мест должно быть в бизнесе?»
Владимир Ладыка констатирует, что половина представителей бизнеса очень хорошо отзывается на предложения о сотрудничестве с учебным заведением. Другая половина — просто критикует.
«Но нам выгодно создать условия, чтобы учебные заведения «заходили» в аграрный бизнес и получали там практические навыки. Мы никогда не повторим формулу Германии, потому что у нас абсолютно другая форма организации и управления. Не нужно брать ее как клише, но понимать и слышать — это очень важно», — резюмировал ректор СНАУ.
В ходе обсуждения немцы представили, возможно, идеальную форму обучения, приемлемую для сельхозпроизводителей, но украинцы не спешат брать ее за основу.
Директор Мирогощанского аграрного колледжа Виктор Терновый рассказал, что в процессе обдумывания, как внедрить систему дуального образования в колледже, уже на первых этапах возникла масса вопросов, на которые педагогический состав не знает ответа.
«У нас сейчас есть нормативные планы, по которым мы должны учить студентов и по которым проходим аккредитацию, поэтому изменения необходимы и на законодательном уровне», — добавляет он.
Но для себя Виктор Терновый сделал такой вывод: дуальная система образования — это настолько мало теории, насколько необходимо, и настолько много практики, насколько возможно.
Вопрос готовности к изменениям украинских учебных заведений, аграрных предприятий и законодательства остается открытым. Наверное, к дуальной системе образования не возникнет вопросов только у студента, которому списанная тетрадка не очень помогает в будущем трудоустройстве.
Наталия Помянская, AgroPortal.ua