Быть или не быть праву распоряжаться госземлями сельским громадам

08 июля 2016, 14:46 2840

Очень сложный, но очень важный для развития сельских громад и местного самоуправления законопроект № 4355 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель» с правками ко второму чтению рассматривался вчера на заседании парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

Еще в марте этого года селяне, протестующие под стенами Верховной Рады, призывали народных депутатов принять изменения в законодательство для возвращения государственных земель сельхозназначения территориальным громадам. «Не нужно ждать окончания реформы децентрализации, чтобы дать преференции селу, нужно, чтобы эти процессы были параллельными», — заявлял тогда сопредседатель забастовочного комитета Леонид Кириченко. И практически все члены аграрного комитета говорили, что настойчиво поддерживают эту позицию.

Но история принятия законопроекта, который начинался с сравнительно простых, но очень скандальных формулировок под номером 1159, из-за которых подрались народные депутаты Вадим Ивченко и Егор Соболев, затянулась уже на полтора года. Законопроект пережил долгий период сопротивления центральных органов власти, которые не хотели отдавать свои полномочия по распоряжению землями на места. Когда наконец Госгеокадастр публично признал, что альтернативы передачи земель органам местного самоуправления нет, законопроектов на эту тему расплодилось более десятка, что привело к очередному затягиванию времени.

Но вот, наконец, единый законопроект № 4355, соавторами которого стали 46 народных депутата из разных парламентских комитетов и фракций не считая экспертов, 19 апреля был принят Верховной Радой Украины в первом чтении. Два месяца рабочая группа при аграрном парламентском комитете совместно с комитетом экологической политики дорабатывала и правила его: 45 народных депутатов подали 667 поправок. Казалось бы, никаких проблемных вопросов уже не должно было остаться. Но вчерашняя дискуссия при рассмотрении правок на заседании парламентского комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений оказалась более, чем горячая.


Источник фото: Александр Бакуменко // Facebook

Вот три основных проблемных вопроса в тексте законопроекта, вокруг которых разгорелись жаркие споры, переходившие практически в крики:

  • Что делать с землями, которые были частично распаеваны и до настоящего времени фактически «зависли в воздухе» относительно своего юридического статуса?
  • Как лучше проконтролировать снятие и перемещение плодородного слоя почвы при проведении строительных работ?
  • В чьем распоряжении оставить земли обороны, государственных предприятий, водного и лесного фонда — КМУ или облгосадминистраций?

Относительно последнего вопроса народный депутата Сергей Хлань заметил, что в законопроекте все наоборот, чем должно быть. «Не целеобразно передавать земли обороны, а это, фактически, полигоны, в распоряжение облгосадминистраций. А земли водного и лесного фонда как раз нужно отдать в ведание областей», — считает он.

После долгих споров члены аграрного парламентского комитета единогласно проголосовали за правку Сергея Хланя в части оставить земли оборонного значения в распоряжении Кабинета Министров. Но тут всех, особенно представителей Госгеокадастра, обеспокоила судьба земель лесного сельхозназначения и госпредприятий.

Заместитель главы парламентского комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Григорий Заболотный высказал мнение о том, что «земли лесного хозяйства логично передать в распоряжение облгосадминистраций, поскольку КМУ, по его мнению, не сможет проконтролировать их использование, но вопрос в другом: есть ли у области материальные ресурсы на содержание таких земель?». Эта точка зрения завела народных депутатов еще в более глубокую дискуссию: кто-то предлагал эти земли передать в распоряжение лесному агентству, потому что для чиновников облгосадминистраций — это будет повод для роста коррупции и дальнейшего уничтожения лесов.

В результате народный депутат Вадим Ивченко, который активнее всех участвовал в дискуссии, резюмировал, что законопроект в таком виде в сессионный зал выносить нельзя, потому что мы его там завалим, если сами не можем разобраться в своих правках.

Успокоить коллег попытался заместитель главы парламентского комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Александр Бакуменко, который вел заседание комитета. «Уже два месяца над этим важным законопроектом, принятия которого ждет общество, работает огромная рабочая группа, состоящая не только из народных депутатов аграрного и экологического комитетов, но и из представителей Минагропрода, Госгеокадастра, экспертов. О нем спрашивает и спикер ВРУ, и премьер-министр. В нем еще есть дискуссионные элементы, на которых мы сегодня останавливаемся и спорим. И это хорошо, потому что каждая точка зрения важна. Для этого мы и собрались в узком кругу профессионалов, чтобы здесь решить все проблемные вопросы, а не выносить их в зал», — призвал нардеп.


Источник фото: Олег Кулинич // Facebook

В конце концов члены аграрного комитета после жаркого двухчасового обсуждения, поддержали решение о принятии законопроекта № 4355 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель» во втором чтении. Из всех присутствовавших на заседании комитета народных депутатов воздержались только Вадим Ивченко и Вадим Нестеренко.

По мнению народного депутата Олега Кулинича, который стал одним из главных инициаторов и авторов законопроекта, «в целом документ получился сбалансированным и учитывает интересы как территориальных общин, так и государства. Надеюсь, что на следующей неделе он будет вынесен на голосование в зал».


Источник фото: Олег Кулинич // Facebook

Он также отметил, что документ содержит несколько важных блоков вопросов: распоряжение землями, государственный контроль, решение вопроса коллективной собственности на землю.

Ключевое положение — право распоряжаться землями государственной собственности за пределами населенных пунктов предоставляется всем без исключения сельским, поселковым и городским советам. Причем объединенные общины смогут оформить эти земли в коммунальную собственность. Для получения земли в собственность объединенным общинам нужно будет установить внешнюю границу общины. Было много нареканий на сложность и высокую стоимость процедуры документации по установлению этих границ. В результате в проекте предложена очень упрощенная процедура. По экспертным оценкам, такие работы будут стоить от 50 до 150 тыс. грн. Это вполне подъемная стоимость для общин.

Следующий важный блок — это государственный контроль за использованием и охраной земель. После консультаций с Комитетом по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в проекте разделены контролирующие функции между Госгеокадастром и Экологической инспекцией. В итоге, использование земель будет контролировать Госгеокадастр, а соблюдение экологических требований по охране земель — Экологическая инспекция.

Часть контрольных функций передается местным советам: государственный контроль за самозахватом, нецелевым использованием и засоренности земель. При этом местные советы будут самостоятельно определять — брать или не брать на себя эти функции.

Еще одна важная новация проекта — решение проблемы земель коллективной собственности. Предлагается передать в коммунальную собственность земли тех коллективных предприятий, которые уже ликвидированы и исключены из ЕГРПОУ. Что касается тех коллективных предприятий, земли которых были частично распаеваны, но которые все еще формально продолжают существовать, то проектом предлагается, чтобы трудовой коллектив этих предприятий имел возможность к 2018 году допаевать сельхозугодия таких предприятий. Земли же несельскохозяйственного назначения передаются в коммунальную собственность. Если к 2018 году это не будет сделано, земли перейдут в коммунальную собственность по решению суда.

Ко второму чтению законопроекта № 4355 также предлагается:

  • Отменить разрешение на снятие плодородного слоя почвы при проведении строительных работ. Вместо него вводится обязательное декларирование снятия и перемещения грунта.
  • Ограничить размер земельного участка, который может быть предоставлен в аренду без аукциона для огородничества - 60 соток.
  • Сделать агрохимпаспорт необязательным при ее передаче в собственность и аренду.

Теперь будем смотреть, сможет ли законопроект пройти критику в сессионном зале парламента, и не станет ли теперь новым «камнем преткновения» позиция идеологов реформы децентрализации о недопустимости принятия этого законопроекта до окончательного завершения процесса объединения территориальных громад. И очень трудно верится в то, что чиновники центральных органов власти сдались в этом вопросе и просто отдадут свои полномочия распоряжаться госземлями на места.


Елена Дереженко, AgroPortal.ua