Аграрные диалоги: точки соприкосновения аграриев и власти Черкасщины

09 декабря 2015, 14:42 1291

Регистрация земельных отношений, налогообложение аграриев, законная оплата труда, компенсация процентных ставок по кредитам – таковы основные вопросы, волнующие сегодня сельхозпроизводителей. При этом часть из них — такие, как госрегистрация, — вскоре станут компетенцией местного самоуправления.

В работе круглого стола на тему «Сотрудничество органов государственной власти и бизнеса в агропромышленном комплексе Черкасской области» приняли участие аграрии региона, представители областных органов государственной власти, а также руководители профильных национальных ассоциаций.

«Мы сегодня говорим о децентрализации и реформе органов власти в стране. И мы собрались здесь, в том числе, для того, чтобы определить, какие из существующих проблем аграрной сферы можно решить на местах, а с какими инициативами следует обращаться к центру», — отметил генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Тарас Высоцкий.

«N. B.!» Как в Черкассах аграрии и власть искали общий язык

Заместитель главы Черкасской областной государственной администрации Юрий Сас подчеркнул, что Черкасщина традиционно дает наивысшую урожайность зерновых в стране.

«Но после того как собрали урожай, на первый план выходят вопросы о том, как жить дальше: как этот урожай продавать, как платить налоги, где брать оборотные средства. И так исторически сложилось, что все эти вопросы оставались вне компетенции областных властей. Создавались вертикально интегрированные бизнес-структуры, которые замыкались на Киев, на тот же Госкомзем и т.п. Мы планомерно пытались изменить ситуацию — с тем, чтобы вопросы земли решались местными громадами, а не благодаря тому, кто быстрее успел дать, занести, решить», — отметил вице-губернатор.

Замглавы ОГА также коснулся вопроса налогообложения аграриев. Юрий Сас заявил, что налоги должны эффективными и справедливыми, а их логика должна быть объяснима, чтобы плательщик видел, куда тратятся деньги. Вместе с тем, он признал, что планируемые реформы в налогообложении, в частности, упразднение единого налога, могут пагубно сказаться на ряде отраслей сельского хозяйства, что приведет к отсутствию инвестиций и стагнации в этой сфере.

Со своей стороны, председатель Аграрного союза Украины Геннадий Новиков сообщил, что АСУ принял участие в реформировании налогообложении сельского хозяйства — по той модели, которая предусмотрена в коалиционном соглашении парламента.

«Уже подана в Минфин норма о введении единого налога с гектара — и она включена в план действий правительства на 2015-2020 годы. Эта норма очень проста, но в то же время решает много проблемных вопросов: скрытой аренды, зарплаты в конвертах, «черного нала», а также учета земель, подлежащих налогообложению. И мы будем требовать от государства выполнения этой нормы, учитывая, что с 1 января открываются экономические границы с ЕС», — подчеркнул Геннадий Новиков.

По утверждению заместителя начальника Главного управления Государственной фискальной службы в Черкасской области Николая Гриднева, за 11 месяцев сельхозпроизводители Черкасщины заплатили одну шестую часть сводного бюджета области — 925 млн грн, что на 251 млн больше, чем за весь 2014 год. Удельный вес отрасли в бюджете области вырос с 13% до 16%. Вместе с тем, проблемными вопросами остаются легализация заработной платы, полнота декларирования платы за землю, а также уклонение от налогообложения.

Он также рассказал о сути государственной операции «Урожай», которая в свое время началась именно в Черкасской области и распространилась на всю страну.

«Мероприятия по этой операции не касаются сознательных плательщиков, а только тех, кто находится в зоне риска. К примеру, установлено более 1000 предприятий, которые не соблюдали законодательство об оплате труда. Ожидаемым результатом станет дополнительно 86 млн грн подоходного налога и 224 млн грн единого социального взноса», — заявил Николай Гриднев.

Вместе с тем, говоря о предстоящей налоговой реформе, он согласился, что отмена сразу двух спецрежимов налогообложения станет ударом для сельхозпроизводителей.

Налоговые вопросы вызвали наиболее оживленные споры зале. Одной из наболевших тем стала оплата труда и связанные с этим нюансы: сколько людей работают в конкретном хозяйстве – и насколько полную зарплату они получают; что важнее для налоговых органов и для самих хозяйств — меньшее число работников с полной зарплатой или большее число работающих с «минималкой» (взгляды налоговиков и аграриев на этот вопрос кардинально отличались).

Также сельхозпроизводителей интересовал вопрос о компенсации процентных ставок по кредитам. Тарас Высоцкий подчеркнул, что аграрии активно используют этот механизм — и это одна из немногих программ, которые работают и которые будут финансироваться в следующем году.

Однако глава АСУ Геннадий Новиков по этому поводу отметил, что при той сумме кредитов, которые идут украинскому аграрному сектору, на компенсации необходимы 2,5 млрд грн, а выделяется лишь 300 млн грн.

«Поэтому нужно требовать от государства наполнять фонды развития, потому что именно то хозяйство, которое развивается, и нуждается в помощи», — заявил он.

Еще одной темой, вызвавшей бурные дебаты, стала госрегистрация. Начальник отдела государственной регистрации Главного территориального управления юстиции в Черкасской области Светлана Шуляк-Гончаренко отметила, что это «наболевшая проблема», так как регистраторов в районах очень мало. Вместе с тем, она напомнила, что законопроект №2982 (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений) принят Верховной Радой и в начале декабря отправлен на подпись Президенту. Согласно этому закону, данные полномочия будут переданы органам местного самоуправления.

Впрочем, присутствовавшие аграрии оказались не в восторге от такого нововведения: свою позицию они аргументировали недостаточным образовательным уровне будущих регистраторов в сельсоветах, а, следовательно, усомнились в корректности и законности такой регистрации.

Светлана Шуляк-Гончаренко пояснила, что для этого на местах — в районах и городах — созданы центры предоставления админуслуг, которые способны взять на себя всю подобную нагрузку. Кроме того, по ее словам, на данный момент существуют и иные проблемы, требующие решения. Так, к примеру, в Государственном земельном кадастре отсутствует информация о зарегистрированных правах аренды на землю. Из-за этого возникают сложности при регистрации новых прав собственности и новых арендных отношений, также все это чревато дальнейшими осложнениями, двойной регистрацией, судебными процессами и т.п.

Проблемам регистрации также было именно уделено немало времени в ходе заседания. Присутствовавшие все же сошлись в главном: распоряжаться судьбой и статусом земли, принадлежащей громаде, должны именно на местах.


Сергей Ляликов, AgroPortal.ua