«У меня как хедхантера зимой золотое время. Один сезон закончился, второй еще не начался. Это как раз тот период, когда талантливые кадры приходят в движение, начинают миграцию. Накладывает отпечаток то, что на рынке в целом низкая мотивация, и к новому открыты все. Плюс из-за несправедливой оплаты и в силу того, что компании практически не прикладывают усилий, чтобы управлять корпоративной культурой и вовлеченностью сотрудников», — рассказывает управляющий партнер Odgers Berndtson Ukraine Роман Бондарь. Его компания занимается поиском менеджеров высшего звена. В АПК процессы смены руководителей крупных компаний имели место в течение всего прошлого года и продолжаются в 2017-м. Причин этому явлению несколько.
По сравнению с другими секторами экономики в украинских агрокомпаниях культура менеджмента находится на очень примитивном уровне. На пальцах двух рук можно перечислить тех, например, кто полноценно использует бюджет как инструмент управления. Более того, чем крупнее компания, тем больше масштабируются несовершенство и дезорганизация. Как следствие — хаос и неспособность управлять теми, кто на местах. Поэтому агрохолдинги находились в постоянном поиске управленцев, способных вывести компании на следующий уровень. До кризиса большинство предприятий экспериментировали с тем, чтобы собственники потихонечку уходили от ручного руководства и создавали условия для появления когорты профессиональных менеджеров, ответственных за свои решения и обладающих свободой принимать эти решения. Но в кризис все вернулось на круги своя.
«Собственники сейчас устали управлять и пытаются отдать ответственность за бизнес. Но одно дело — ответственность дать, а другое — удостовериться, что ее приняли. Удивительно, как быстро при жестком ручном управлении атрофируется эта способность менеджмента компании. Более того, исчезла не только способность, но и действие — ведь легче не стало, а гендиректору выгодно, чтобы за весь объем рисков продолжал отвечать собственник», — говорит управляющий партнер Odgers Berndtson Ukraine. Это плохой симптом, так как фактически институт гендиректора превращается в институт административного ассистента, контролирующего исполнение воли собственника. Отсюда и аномальный спрос на позиции руководителей бизнеса. Собственники не хотят мириться с такой ситуацией.
Еще один тренд последнего года — крупные игроки активно начали говорить об операционной эффективности: «Давайте меньше тратить, иметь меньше уровней управления, эффективнее использовать людей и ставить им конкретные задачи».
Такие фразы можно было часто услышать в кулуарах международных и всеукраинских аграрных конференций. Но для этого нужно иметь хороших управленцев. Поэтому спрос на операционных директоров, руководителей подразделений и кластеров оставался очень высоким. «Я пришел в ED&F Man Ukraine в январе 2016 г. На новой должности передо мной стоят задачи по улучшению эффективности работы нашего завода и увеличению объемов переработки сахсвеклы. Думаем пока над наращиванием земельного банка в Николаевской и Херсонской областях», — рассказал в комментарии AgroPortal.ua директор ED&F Man Ukraine Игорь Бучацкий.
Собственники ищут лидеров и профессионалов на ключевые должности. «Все их запросы касались операционных директоров, директоров по производству и главных агрономов. Главное золото — это те, кто понимает производственный цикл и знает, как правильно выращивать с максимальным финансовым эффектом», — считает Роман Бондарь. Осталось только выяснить, где их искать, поскольку система аграрного образования в Украине оставляет желать лучшего. А найти человека, который бы разбирался в производстве и при этом контролировал работу, — очень сложное задание.
По словам управляющего партнера Odgers Berndtson Ukraine, украинские агрохолдинги ищут лидеров — руководителей, способных стать инициаторами и драйверами изменений. Желательно молодых. Но в украинском АПК ярко выраженная проблема — «дыра» в поколениях. Основная масса талантов в категории либо от 55 лет и выше, либо до 35 лет.
Где брать таких универсалов?
«Талантливой молодежи немного, и это беда, которую нужно решать путем создания корпоративных университетов, школ подготовки агрономов или производственных руководителей», — отмечает Роман Бондарь. Проблема с агрономами критическая, и компаниям нужно думать, как их у себя удержать, ведь именно эти люди генерируют прибыльность в производстве. По пути взращивания собственных кадров пошел агрохолдинг ИМК.
Александр Вержиховский, который возглавлял один из кластеров холдинга, с 1 февраля 2017 г. назначен операционным директором. «Задачи, стоящие передо мной на новой должности, заключаются в дальнейшем повышении эффективности производства основных видов продукции ИМК путем усиления коммуникации между всеми звеньями, вовлеченными в производственный процесс, начиная от функции планирования и внедрения технологии выращивания и заканчивая производственной логистикой, доработкой и хранением выращенной продукции», — прокомментировал он свое назначение.
По словам Александра Вержиховского, ИМК в течение последних лет уже показала себя как высокотехнологичная и высокоэффективная компания, поэтому «базовая планка» достаточно высока.
«Алекс (Лисситса. — Прим. ред.) — уникальный человек. ИМК прошла очень сильную внутреннюю трансформацию. У Лисситсы забирать людей сложнее всего, они не хотят уходить. Он сейчас затеял эксперимент в управленческой команде, дай Бог, у него все получится. В ИМК одна из самых сильных корпоративных культур», — считает управляющий партнер Odgers Berndtson Ukraine.
Кадровые рокировки произошли не только на уровне операционных директоров, они коснулись и международных компаний. В 2016 году своих топ-менеджеров в Украине сменили такие компании, как Monsanto, Bayer, ADAMA, John Deere.
Генеральный директор ООО «Адама Украина» Дмитрий Кашпор считает вызовом для себя новую должность. «Это совершенно другая ответственность — ответственность за все, что происходит в компании. Некого больше винить: ты сам отвечаешь за происходящее, ошибки, последствия. Это другой «горизонт» работы — вдолгую, поиск модели устойчивого развития, работа с разными людьми и функциями — полевая команда, команда центрального офиса, развитие персонала, взращивание будущих «звезд»», — рассказал он в комментарии AgroPortal.ua.
По его мнению, на новой должности еще и много рутинной работы: Украина — страна бумажного документооборота, уйма времени уходит на подписи. Дмитрий Кашпор признается, что изначально пришел в ADAMA на позицию коммерческого директора с целью нарастить продажи в краткосрочной перспективе.
«Для этого были все предпосылки: рынок, клиенты, которые ждут профессионального и личного контакта, «ленивые» конкуренты, обновленный портфель продуктов компании ADAMA, ребрендинг «Мактешим-Аган» — ADAMA», — констатировал он. Решающим фактором в переходе на новую должность была глобальная культура компании — предпринимательская, минимумом корпоративной политики, с большим вниманием к финансовым показателям и свободой в принятии решений на местах.
В 2016 году многие компании начали укреплять трейдерские департаменты. Те агропроизводители, которые посчитали, что функцию «максимально эффективно продать» нужно усилить, делали это. «В «Астарту» пришла целая команда трейдеров из Glencore. Коммерческим директором там стала Наталья Трохимчук. Юрий Вахель, который работал в Cofco Agri на позиции руководителя по развитию бизнеса, тоже перешел в «Астарту» на аналогичную должность. Мы видели также укрепление ягодного и фруктово-сокового направления по продажам», — рассказывает генеральный директор Pedersen & Partners Ukraine Владимир Коломоец.
Очень высокий спрос на директоров по экспорту был в птицеводческой отрасли. Проблема с трейдингом актуальна для украинского аграрного сегмента. Собственникам постоянно кажется, что они недополучают прибыль и трейдеры их обманывают, а если они сами начнут заниматься коммерческим процессом, то выйдут в прибыль. В этом есть определенное лукавство. Крупные компании, которые производят большое количество сельхозпродукции, действительно, тяготеют к тому, чтобы создавать крупные торговые дома. Но это всегда большие риски, потому что одно дело — когда ты Glencore или Bunge, а другое — если сам пытаешься заключить экспортные контракты. Малейшая ошибка в цикле продаж приводит к большим потерям.
Еще одним заметным событием уже в 2017 году стал переход Владимира Клименко с должности президента Украинской зерновой ассоциации в «НИБУЛОН». «Владимир Клименко стал заместителем гендиректора «НИБУЛОНа». Эта компания всегда была активна в вопросе лоббирования бизнес-интересов, но с приходом этого человека ее позиции укрепятся. Владимир Клименко входит в топ-3 аграрных лоббистов в Украине, он один из лучших в этом вопросе», — считает Владимир Коломиец.
По его информации, в 2016 году Сергей Султан перешел на позицию гендиректора в компанию Agroinvest Group, до этого он был директором по механизации в компании UkrLandFarming. Из «Терра Фуд» с должности директора по экспорту ушел Дмитрий Шульмейстер, из «Мрии» — Виктор Кухарчук. На позицию HR-директора «Мрии» назначена Мария Панченко.
Что же делать для того, чтобы из ваших компаний не уходили специалисты? Начать нужно хотя бы с элементарной материальной мотивации. Большинство компаний уже 2-3 года не платят годовой бонус. Его обещают, но не выплачивают.
«В целом по рынку я оцениваю склонность к переходу как очень высокую. У нас не было такого, чтобы люди с нами не хотели общаться. Большинство компаний не откорректировали зарплату, они до кризиса платили зарплату в долларах, потом попытались зафиксировать ее в гривне, но курс опять пополз, а люди то привыкли хорошо зарабатывать», — говорит Роман Бондарь.
Большое внимание стоит уделить также внедрению новых корпоративных практик. В АПК уже есть маркетмейкеры, которые являются эталонами с точки зрения управления. Но для начала компания должна улучшить финансы и то, каким образом она контролирует затраты и выполнение бюджета.
Есть сектора в экономике, которые значительно опережают АПК по уровню управления: банки, телеком, FMSG, розница. Там гендиректора освоили базовые инструменты управления, знают, как быстро разворачивать бюджетную систему в кризис, как правильно строить систему контроля управления, как заниматься планированием, стратегией и операционной эффективностью. В этих отраслях настолько сложные конкурентные условия, что они вынуждены становиться все более совершенными.
«В украинском АПК вся проблема заключается в том, что никто ни с кем не конкурирует. Стимул к развитию есть только тогда, когда к тебе в уставный капитал зашел какой-то иностранный фонд. Только тогда ты должен показывать инвесторам, что ты улучшаешься», — отмечает Роман Бондарь.
Ну а пока есть над чем задуматься и управленцам, и собственникам.
Оксана Пирожок, AgroPortal.ua