Вместе с производителями и экспертами мы разбирались, какие «сюрпризы ценообразования» скрыты внутри украинского молока и молокопродуктов? И какая доля импортной составляющей прячется в структуре их себестоимости?
Цель расследования — понять, за что же именно в конечном счете, «голосует» собственным кошельком обычный покупатель.
Анализ цен на молокопродукты в супермаркетах показывает вот такую картину:
По наблюдениям эксперта аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алины Жарко, девальвация гривни и повышение стоимости энергоресурсов изменили структуру себестоимости молочной продукции.
Например, в структуре производства пастеризованного молока сырье сегодня занимает порядка 35-40%. Хотя еще в 2013 году этот показатель находился на уровне 44-56%. Для такого социального товара, как молоко в пленке, этот показатель выше. Упаковка, этикетка и другие вспомогательные материалы сейчас занимают 18-25% в структуре себестоимости.
«Стремительное увеличение их доли вызвано обесцениванием национальной валюты и введением дополнительных ввозных пошлин на импортные товары», — уточняет эксперт.
В структуре производства йогурта сырье сейчас занимает 52-60%, а упаковка — 22-28%. В баночной сметане на сырье приходится – 60-68%, а на упаковку – 12-16%. Если продукция продается в пленке, то в этом случае в структуре себестоимости упаковка занимает 8-10%.
По оценкам Алины Жарко, импортная составляющая в молочной продукции сегодня в большинстве случаев занимает в среднем 20-25%. Если производство молокопродуктов расположено на заводе с устаревшим оборудованием, продукция выпускается в дешевой упаковке — этот показатель будет меньше.
Для молока и молокопродуктов, изготовленных на новых высокотехнологичных импортных линиях, амортизация которых обходится недешево, этот показатель может быть выше вдвое. Такая же ситуация и с импортной упаковкой: более качественной и более дорогой. Слова эксперта подтверждаются расчетами производителей.
«На сегодняшний день около 35% в структуре себестоимости нашей продукции — это валютная составляющая. Но от продукта к продукту цифра может колебаться от 5% до 55%», — говорит менеджер по внешним коммуникациям компании «Данон Украина» Наталья Фесюн.
По словам председателя наблюдательного совета группы компаний «Молочный альянс» Сергея Вовченко, практически все тароупаковочные материалы (за исключением картонных ящиков и стеклянных бутылок) привозятся из-за рубежа.
Фруктовые наполнители и часть упаковки (стаканы, преформы, пленка и крышка) локального производства, но сырье для них зачастую импортное. В тех же стаканчиках 60-80% себестоимости —это импортные пищевые пластики, которые в Украине не производятся.
Не растут у нас и некоторые популярные виды фруктов (манго, киви, ананас, маракуйя), которые добавляют во всевозможные йогурты, творожки, молочные десерты, мороженное.
Некоторые компании пытаются минимизировать свою зависимость от колебания национальной валюты и активно работают над проектами по локализации поставок.
«Два года назад мы локализовали 40% поставок фруктов, к примеру, полностью перешли на украинскую клубнику, вишню, чернику, смородину; покупаем у локальных производителей яблочное пюре и концентрированный сок. Осенью 2014 года ввели в свой портфель отечественные злаки. И продолжаем работать в этом направлении, несмотря, что украинские заменители далеко не всегда дешевле импортных. Нельзя сказать, что вот мы перешли на украинское, и вдруг резко уменьшили свои затраты на закупки. Данный переход больше связан с уменьшением валютных рисков и рассчитан на долгосрочную перспективу», — поясняет Наталья Фесюн.
Нужно учитывать еще один факт. Гнаться за дешевизной крупные производители молочки не спешат, потому что на практике отнюдь не все украинские производители (сырья, упаковки и оборудования) готовы работать над качеством своей продукции, чтобы сравнятся с европейскими аналогами.
«Все наши поставщики в обязательном порядке проходят специальный аудит на соответствие международным стандартам пищевой безопасности. Естественно, это создает определенные ограничения по работе с теми локальными поставщиками, которые предлагают более низкие цены, но при этом не считают вопросы пищевой безопасности первоочередными», — отмечает Наталья Фесюн.
Сергей Вовченко признается: раньше в стоимости пакета или пластиковой бутылки молока само молоко занимало 70%, сейчас же — менее 50%.
«При этом особого люфта в себестоимости по цельномолочке нет, поскольку все затраты увеличиваются синхронно», — добавляет производитель.
Резюме — не утешает. В «украинской» молочной продукции, стоящей на прилавках супермаркетов, из отечественного — только сырье (сырое молоко, которое закупают у хозяйств населения по 2,70-3,60 грн/кг и сельхозпредприятий — по 4,80-5,10 грн/кг).
Остальные составляющие себестоимости, которые, собственно говоря, и формируют сегодня заоблачные цены на молочку для обычных покупателей, — это импорт, логистика и постоянные затраты предприятий.
Для справки: В Киеве 14 ноября 2015 года состоится первый семинар из цикла «Просто о продуктах» — «Просто молоко», в ходе которого эксперты и производители развенчают самые популярные мифы, а также просто и доступно расскажут о производстве молока и молочной продукции.
Детали мероприятия, место проведение и стоимость участия Вы можете узнать, перейдя по ссылке.
Светлана Попель, AgroPortal.ua