Индюшиный переворот

22 ноября 2018, 06:08 13036

В начале 2018 года два успешных менеджера оставили комфортные кабинеты стабильной медицинской компании и оказались посреди полуразрушенной фермы с мечтой выращивать индюков. Новый бизнес назвали «РАНКО».

Сейчас в теплом помещении гогочет 5,5 тысяч белых породистых птиц. А фирменный автомобиль доставляет качественное индюшиное мясо заказчикам Ирпенского региона.

Хотелось СВОЕГО!

Александр Крындач несколько раз очень выразительно и с нажимом повторяет именно это слово: «СВОЁ». Они с коллегой Русланом Лисянским — медики по образованию, работали в успешной отечественной компании, которая поставляет медицинское оборудование и препараты. Захотели быть не посредниками, а производителями чего-то собственного.

«Приглашаем коллег из офисного планктона к нам на трудотерапию: экспресс-похудение за 2 недели», — шутят мужчины, энергично притаптывая на морозе. «Я на прежней работе заказал абонемент в спортклуб, — рассказывает Руслан. — Испугался, что слишком округляюсь в уютном кабинете. Эффекта было мало. А вот здесь мы быстро сбросили лишние килограммы! И чувствуем себя здорово!»

Началось с зелени

Сначала хотели делать установки для выращивания зеленой массы на гидропонике. Но быстро поняли: чтобы убедить фермеров-животноводов в эффективности такого зеленого корма, надо все показать на собственном примере и на собственном продукте. Решили выращивать правильную индейку.

Индейка как «фишка»

Руслан с Александром «включили» в себе менеджеров, которые хорошо знают классические бизнес-процессы. Опыт маркетинга и продаж не прошел даром. Толкаться с курятиной, которая на мясном рынке занимает почти 50%, не хотели.

Убеждены: даже не начинали бы, если бы не определили свою «фишку». Без оригинального продукта нет бизнеса. Вкусная и полезная индейка пока имеет лишь 2% общего потребления мяса. Поэтому предприниматели выбрали именно эту перспективную нишу.

Ну и просто сами любят нежное диетическое мяско. Хотят кормить им свои семьи. У Руслана двое детей — 6 и 10 лет. У Александра вообще старт нового бизнеса совпал с рождением первенца. Мотивация убедительная.

Локальный бизнес

Бизнес Руслана и Александра задуман четко как локальный, для конкретного региона. Подчеркнули это торговой маркой «Бучанская индейка». Расположены в поселке Бабинцы по Варшавской трассе в 50 км от Киева. Знают, что настроение в их регионе задает соседняя Буча, поскольку развивается действительно по-европейски. Молодежь, которой много в регионе, сознательно ориентируется на здоровое питание. Целевая аудитория требовательная, но перспективная.

Соответственно, мясо должно попадать к потребителю только свежим, а не перемороженным. Нет смысла продавать продукт далеко. Такая стратегия.

Сознательно не обращаются в супермаркеты, где полно массового продукта. Зато договариваются с профильными фермерскими магазинчиками. И выполняют индивидуальные заказы, полученные через соцсети.

Если все пойдет хорошо, имеют амбиции масштабировать ферму и на другие локации. Но тогда снова будут подстраивать ее под особенности региона.

Лучше аренда

На новый современный птичник в идеале надо до $4 млн. Нереальный вариант. Собственных средств хватало только на то, чтобы реставрировать под свои нужды какие-то из фермерских руин. Объездили пол-Украины и видели цены от 40 до 100 тыс. долларов. Ни один банк, куда обратились молодые предприниматели, кредиты на развитие им не дал.

Удача улыбнулась в селе Бабинцы, где у Руслана Лисянского есть собственный домик. Бывшую полуразрушенную ферму и колбасный цех соседи согласились сдать в аренду.

Теперь осознают: аренда для такого бизнеса — это оптимальный вариант. Собственные сбережения, которые имели, не «вбухали» в покупку, а оптимально распределили на достаточно щадящие арендные платежи и закупку оборудования, племенного стада и кормов.

На породе и кормах не экономят

Руслан немного разбирался в индюках, разводя их на своем подворье. Но для производства выбрали специальную высокопроизводительную мясную породу из питомника в Словакии. В Украине, к сожалению, с племенным делом этих птиц проблематично. Яйца приходится завозить из Европы.

На следующую закладку уже договорились с французами — их индюки вырастают немного меньше, до 5-6 кг. Клиенты «Бучанской индейки» говорят, что птицу такого размера будет удобнее запекать в духовке, чем нынешнюю 10-килограммовую. Производители реагируют на запрос.

Яйца обошлись вместе с услугами инкубатора в Украине по 1,5 евро за единицу.

Не экономят и на полезных кормах. С помощью квалифицированных консультантов-технологов разработали 6 типов рецептов для каждого этапа выращивания. Сбалансировали пропорции питательных веществ, витаминов, комбикорма (с партнерского комбикормового завода) и свежей зелени с собственной гидропонической установки.

Последний месяц выкармливают птицу кукурузой: она придает мясу жирность, сладковатость и приятный цвет.

Зеленый корм круглый год

На логотипе «Бучанской индейки» есть лозунг: «Ест зеленую травку». Учредители называют это одним из главных своих преимуществ.

Показывают первую установку, которая позволяет выращивать зелень на гидропонике и кормить птицу свежей травой. В дальнейшем планируют сами изготавливать такие для себя и на продажу другим фермерам.

Расчет такой: до 30% их корма состоят из зеленой свежей травы. Из 1 кг зерна на гидропонике получают 8 кг витаминной, легкоперевариваемой зелени.

«Сено, солома, которые традиционно заготавливают скоту фермеры, обходятся в пять раз дороже, чем самостоятельно выращенный зеленый корм, который к тому же сочнее, питательнее. Зерно удобнее в хранении, — уточняют в «РАНКО». — Кроме того, можно уменьшить количество комбикорма. Если учесть, что на корма идет 70% всех расходов, экономия ощутима. Еще с плюсом в качестве».

Гидропоническая установка достаточно проста. В нее поочередно закладываются контейнеры с зерном. В процессе участвует только вода, которая кислород превращает в озон. Никакой химии. Электроника контролирует влажность и температуру.

Вынимаем зеленое покрывальце в 2 см толщиной и несем индюкам. Те сразу же начинают энергично щипать сочный гостинец.

«Почему бы и людям не иметь дома такую установку вместо холодильника? К свежей зелени добавляешь приправки — вот тебе и полезный витаминный салат», — вкусно рассказывает Руслан Лисянский, вызывая у нас аппетит.

Сосед-фермер, который держит молочных коров, уже тоже заинтересовался самодельной зеленью, которую можно иметь круглый год.

«Как только четко наладим все процессы с индюками, будем здесь рядом собирать для заинтересованных фермеров гидропонические установки стоимостью где-то по 10-15 тыс. грн. Частичное введение в рацион свежей зелени не только удешевляет корма, но и делает вкуснее молоко и мясо», — уверяют предприниматели.

Комфорт. Первые потери

Мужчины трогательно рассказывают об основных прихотях своих требовательных подопечных. Прежде всего — молодняк нуждается в тепле. Поэтому дневали-ночевали, спеша с ремонтом полуразрушенных помещений. Ошиблись лишь в конце: надо было заранее, за сутки до приезда птенцов, уже разогревать помещение. 50 индюшат не смогли адаптироваться к постепенному нагреву и погибли...

Теперь специальные датчики строго контролируют микроклимат в птичниках.

Птица также зависима от оттенков света. Например, при оранжевом фоне лучше несется, а при синем — набирает вес. Вот почему в бабинецком птичнике синее освещение.

Звуки музыки

Хозяева говорят, что оберегают индюков от резких звуков, поскольку испуг может вызвать нарушение пищеварения. Даже подумывают включать фоном легкую музыку, чтобы не так слышно было включение кормораздатчика, измельчителя, другого оборудования.

Кстати, с помощью музыки определяли пол птенцов, чтобы разделить их по разным помещениям. «Когда легонько запускал «Деспасито» — самочки не реагировали, а самцы, еще даже неоперенные, распускали крылья, надували шеи, как будто идут в наступление. Просто чудо природы!»— рассказывает Александр.

Строгий режим

Привыкшим к стерильности медикам легко поддерживать строгие санитарные условия на ферме. Попасть внутрь можно только через специальные санпропускники, где персонал принимает душ, переодевается в спецодежду. Пути работников разных подразделений не пересекаются. Есть постоянное видеонаблюдение.

«Мы приятно удивлены поддержкой специалистов Госпродпотребслужбы из Бородянки — не нарадуются предприниматели. — Если бы не их профессиональные консультации и разъяснения, мы бы сами не справились. Даже не представляли, что это теперь не какой-то карательный орган, а люди, которые реально поддерживают начинающих. Все молодые, с современным мышлением. Работаем очень тесно. Еженедельно ездим в лабораторию, проверяем, советуемся. Респект им».

«РАНКО» начали процесс обязательной сертификации по всем параметрам системы пищевой безопасности HACCP.

Оборудование

Хотя внешний ремонт птичников хозяева не успели закончить, но уже работает на полную внутреннее оборудование для комфорта птиц — итальянские линии для кормления, системы поддержания микроклимата.

«Пока изучали технологию переработки, порой просто ужасались: что же мы едим?! — признаются предприниматели. — Например, узнали, что есть ванны, в которых долго вымачивают мясо, чтобы оно набралось лишнего веса, есть установки для накачки тушек определенными маринадами и т.п. И это все применяется на крупных предприятиях.

Мы установили в убойном цехе только простое самое необходимое оборудование для традиционной обработки, получения чистого натурального мяса».

Птичники и цеха новых фермеров оснащены экономичными котлами на дровах, дорогой газ здесь не применяют.

Кадры

Сейчас на производстве в Бабинцах работает 10 местных жителей. Все официально оформлены и получают фиксированную зарплату, а также премиальные.

Большинство откликнулись не на рекламу в Интернете, а на простые объявления на остановках маршруток.

К сожалению, со многими пришлось уже и попрощаться: прикладывались к бутылке, оказывались нечистыми на руку.

«Самая большая проблема, — жалуется Руслан Лисянский, — недостаток дисциплины и ответственности. Фактически только 2 из почти 20-ти подрядчиков вовремя и добросовестно выполнили необходимые работы. А у нас же были рассчитаны все процессы, чтобы соблюсти технологии, оптимально расходовать средства, поскорее начать реализовывать продукцию. У людей нет понимания, что от них зависит успех всего предприятия и их личный в том числе».

Приходилось самим заменять нерадивых работников. «Зато мы за это время стали универсалами, электриками, штукатурами. Сами перепробовали все процессы, точно знаем, из чего все состоит и как работает», — находят плюсы и в таких трудностях предприниматели. Отмечают: крайне трудно параллельно вести ремонт и уже выкармливать птицу. В заранее полностью подготовленном помещении запускаться было бы намного легче.

Будут и впредь создавать рабочие места для местных работников, поскольку планируют расти и открывать новые направления.

Профессионалы — на аутсорсе

Профессиональных консультантов «РАНКО» приглашает на условиях аутсорсинга. Советуют и другим коллегам: на рынке уже достаточно квалифицированных специалистов по ветеринарии, технологиям выращивания, переработке продукции, услугами которых можно воспользоваться. Быстро, на первый взгляд, сумбурные процессы укладываются в четкую систему. К примеру, выверенная технологом рецептура кормления расписывается птичницам по нормам и времени — им остается просто четко придерживаться схемы.

Что дальше?

Хозяева нового бизнеса постепенно освобождаются от рутины и авралов становления. Говорят, теперь есть возможность сосредоточиться на последующем развитии. А планов у «РАНКО» много.

Имеют амбиции формировать рынок. Реставрируют еще 2 помещения под птичники, увеличивая количество птицы с 5,5 до 10 тысяч. Уверены, что для их регионального рынка, учитывая количество населения, нынешней продукции крайне мало. Рассчитывают, что на диетическое индюшиное мясо перейдет солидная часть потребителей курятины, а также некоторые сторонники говядины и свинины.

Отдельным бизнесом организуют производство и продажу гидропонных установок для выращивания зеленого корма.

Задумали оборудовать и собственный инкубатор, чтобы от А до Я контролировать весь процесс выращивания индюков.

Собираются реализовывать не только свежее мясо, но и продавать индюшат соседям на откорм. На домашнем содержании выращивание обойдется дешевле, чем на ферме. Готовую птицу будут принимать на убой и переработку.

Производство хотят сделать безотходным. Есть идея из остатков делать корм для животных в форме сосисок. Вероятно, что собачкам и кошечкам полезнее будет съесть перемолотые натуральные потроха и лапки вместо непонятного сухого корма.

В романтических планах также выращивание экзотических цесарок. Их сейчас дорогим ресторанам поставляют только специальные небольшие фермы. «РАНКО» попытаются удешевить этот изысканный продукт, сделать его более доступным. Самим это нежное мясо, похожее на дичь, очень по вкусу!

Окупаемость

Предприниматели рассчитывают окупить свои первые инвестиции в течение 2,5-3-х лет. По недавним выводам аналитиков компании Pro-Consulting, рентабельность продаж с подобной индюшиной фермы составляет 12%.

Прибыль предприниматели планируют вкладывать в развитие.

Сейчас больше всего ожидают, как оценят их продукцию потребители и поделятся личными впечатлениями с соседями, знакомыми. Очень надеются на эффект сарафанного радио, которое подтвердит: свежая индейка действительно вкусная и полезная.

Трудно ли меняться?

AgroPortal.ua расспросил предпринимателей: как пережили процесс резких перемен в своей жизни? «Для начала 3 месяца отдохнул, покатался на лыжах. Нужна была эмоциональная перезагрузка, — признает Александр. — Важно, что мы с партнером разные по темпераменту, характерам. Руслан — мега-генератор идей, он зажигает. Я имею опыт продвижения продукта, общения. Во многом уравновешиваем друг друга. Быть одинаковыми для такого стартапа, пожалуй, вредно».

Но главное, признают новые фермеры — это поддержка семей, жен. Они отнеслись с пониманием к новациям своих мужчин, были готовы выдержать трудности становления.

Кстати, название «РАНКО», как оказалось, довольно показательное. Оно состоит из 2-х корней: РАН — название бога солнца и КО — мужское начало. Следовательно, именно мужчины в этом деле взяли на себя всю ответственность.

«Мы создаем разнопрофильное производство. В нем в будущем и наши дети смогут реализовать себя очень по-разному: стать маркетологами, рекламистами, производственниками, ветврачами, технологами или специалистами по оборудованию. Или же... киношниками, мультипликаторами, которые придумают историю о нашей индейке по логотипу — мы специально ее сделали такой смешной и оригинальной», — улыбаются амбициозные молодые бизнесмены.

А еще они понимают, что за ними внимательно наблюдает окружение. И от их успеха будет зависеть, последуют ли их примеру односельчане.

«Хорошо, что крупные производители массово изготавливают мясную продукцию и успешно экспортируют ее, зарабатывают валюту для страны. Супер! А мы будем кормить своих людей свежим, вкусным и здоровым натуральным мясом», — говорят в «РАНКО».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua