Эксперты задались вопросом: «Возможно ли реформировать то, чего не существует?» Если да, то каким образом?
Владимир Вахитов, проректор по научной работе в Киевской школе экономики
Проблема: В Украине отсутствует так называемая «культура исследователя». Это и является основной проблемой. Из-за чего и не понимаем, как проводить исследования и генерировать новые знания. Вторая проблема — данные. Значительный пробел в сфере их сбора и обработки. Нет понимания, куда движется наука, и какие вопросы актуальны. Следующий существенный недостаток — ценность проведенных исследований.
Большое количество так называемых научных статей, публикуемых в Украине, крайне низкого качества.
Обычно выбирают количество публикаций, пренебрегая их качеством. Таким образом, публикуются по 10-15 третьесортных статей вместо одной качественной в нормальном журнале.
Решение: Создание качественного образования может произойти благодаря внешнему надзору за учебным планом, профессорским составом, выбором практики. Это может быть наблюдательный совет или лицо извне. Понятно, что это недешевое удовольствие. Сначала можно попробовать отработать на тех университетах, которые не являются безнадежными, такие как НУБиП или КНЭУ. Создать наблюдательный совет, который будет определять профессорский состав и привлекать к учебному процессу бизнес, который, как никто, знает, чем живет рынок. Таким образом, методология работы университета будет понятна.
Ольга Трофимцева, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2019 г.
Проблема: У нас нет сильных аграрных и экономических школ. Для украинских специалистов отсутствует понятие обмена знаниями и опытом с их иностранными коллегами. А в университетах и исследовательских институтах отсутствует нормальная база для генерирования и передачи знаний. Еще одной проблемой является способ представления своих исследований.
Решение: Говорить нужно не о конкуренции, а о кооперации. Мировые компании, работающие в Украине, должны поддерживать и делиться своим опытом с нашими научными институтами и наоборот. Ведь мы все работаем на одно дело.
Для университетов и институций нужно больше свободы. Мы должны избавиться от бюрократии.
Следует принимать во внимание опыт Германии и Америки и адаптировать его, ведь наша система еще является советской.
Замечательной инициативой было бы создать кластер из университетов, которые между собой должны быть конкурентоспособными.
Александр Стариков, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента агробизнеса Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана
Проблема: В Украине нет адекватной передачи знаний в аграрных отраслях между поколениями исследователей. Нет школ, учителей. Многим непонятно, как проводить исследования.
Другая важная причина — отсутствие стимула быть ученым.
Выпускники университетов не хотят идти в аспирантуру. Это можно объяснить тем, что они предпочитают бизнес, где можно заработать в десять раз больше, чем будучи ученым.
Решение: Финансирование исследований помогло бы исправить ситуацию. Финансирование на конкурсной основе уменьшило бы количество научных учреждений, но одновременно с этим существенно повысило качество.
Олег Нивьевский, профессор Киевской школы экономики, координатор исследовательского проекта UaFoodTrade
Проблема: Система агрономических исследований находится в крайне плохом и безнадежном состоянии. Но мы говорим о проблеме с точки зрения предложения, а следует рассматривать еще и с точки зрения спроса.
Я не вижу большого спроса на агрономические исследования со стороны государства, бизнеса, за исключением нескольких компаний.
Решение: Для дальнейшего развития аграрной науки нужен мощный внешний стимул. Одновременно с этим невозможно жить за счет зарубежного финансирования и грантовой поддержки. Необходимо развивать систему собственного внутреннего финансирования, которое должно основываться на здоровой конкурентной селекции между исследованиями.
Например, конференция Large Farm Management — это хорошая платформа для обмена своими идеями и исследованиями. Там обсуждаются ключевые вопросы. Конференцию стоит продолжать и проводить хотя бы один раз в год.
Алекс Лисситса, президент ассоциации УКАБ, генеральный директор ИМК, председатель наблюдательного совета проекта «Агрокебеты»
Проблема: Мало украинских ученых знают английский язык, что существенно ограничивает их как в публикациях, так и в возможностях выйти и заявить о себе на международной арене. Если в Киеве знание английского еще на более или менее нормальном уровне, то чем дальше двигаться на периферию, тем ниже уровень.
Еще одна проблема — это отпечаток советской методологии исследований в современной украинской науке.
В Украине отсутствует понимание того, как правильно проводить исследования. Каждый делает так, как хочет. А это в основном не соответствует международным нормам и требованиям.
Мы столкнулись с рядом проблем при запуске образовательной магистерской программы «Агрокебеты». Во-первых, это бюрократия, что свойственно государственным университетам. При внедрении новой программы должен быть совершенно другой преподавательский пул. Но с другой стороны, из-за отсутствия лицензии нужно миксовать своих преподавателей и преподавателей университета. Во-вторых, малое количество квалифицированных студентов. В университете заработная плата зависит от количества студентов, то есть группы большие и работает не принцип качества, а принцип количества. При уменьшении количества студентов придется уменьшать и количество преподавателей. А это уже проблема государственного уровня.
«N.B!» Научный ринг, или Перейдет ли украинская аграрная наука из аутсайдеров в лидеры
Решение: Мы должны идентифицировать аграрные исследования. Можно выделить основные направления, над которыми украинские ученые должны работать. Предоставить им при этом все необходимые ресурсы и финансирование. Возможно, стоит поддержать селекцию, животноводство, а возможно — СЗР, но тогда нужно думать, как они будут конкурировать с такими компаниями как Bayer или Monsanto, которые инвестируют ежедневно миллионы долларов в исследования.
Если мы говорим об исследованиях в отрасли сельского хозяйства, то можно создать несколько групп консультантов по исследованиям, проводить встречи раз в три месяца для обсуждения того, что можно сделать, и в небольших рабочих группах искать пути улучшения сельскохозяйственных исследований в стране.
Альфонс Бальманн, директор Института аграрного развития в странах с переходной экономикой, г. Галле (Германия)
Проблема: Если посмотреть на аграрную академию наук, то там не проводится никаких исследований. В университетах преподаватели обладают лишь теоретическими знаниями, они не могут приводить практические ситуации и показывать реальность такой, какая она есть. Бакалавры и магистры — это готовые специалисты, за знание которых должен отвечать университет. Но, к сожалению, после университета большинство ищет дополнительные источники получения знаний.
В 90-х годах в Германии также были проблемы в области исследований, однако мы не сосредотачивались на международном опыте. У нас был простой принцип: у кого больше публикаций, тот получает больше. В этот период многие профессора ушли в отставку.
Сейчас в IАМО каждые 7 лет проводится тотальная оценка научного мастерства. В Украине же никто не знает, что это такое.
Решение: Нужно создать условия для кооперации, так как у украинских ученых отсутствуют знания иностранного языка, поэтому доступ к инновационным технологиям для них закрыт. То есть, нет базы, от которой можно отталкиваться.
Я думаю, что бизнес выиграет, если государство сфокусируется на образовании.
Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник Института аграрного развития в странах с переходной экономикой, г. Галле (Германия)
Решение: Сейчас важно показать миру успешные примеры украинских научных исследований. Но необходимо четко понимать, что Украина способна предложить миру в сфере науки. Только качественные и действительно научные публикации позволят уверенно заявить о себе. Именно такие истории помогут Украине создать положительный имидж на международном уровне. Кроме того, это поможет лучше кооперироваться с иностранными коллегами в области исследований.
Украине следует двигаться в этом направлении и обрабатывать те отрасли, которые могут быть наиболее интересными для новых и перспективных исследований на мировом уровне.
Необходимо развивать структуру аграрных исследований, внедрять новые методы, например, диджитализацию. Мы общаемся со студентами из Полтавы, Сум и Винницы. Я думаю, что культуру исследования нужно начинать внедрять на уровне студенчества, на уровне молодого поколения. Их нужно привлекать к науке: проводить конференции, аграрные дебаты, встречи.
Наталия Помянская, AgroPortal.ua