ТОП-3 цифровых инструмента для эффективной работы аграрной компании

30 января 2019, 06:59 2406

Распространение цифровых технологий в современном мире не оставляет бизнесу выбора — их обязательно нужно внедрять, чтобы обеспечить работу компании. Но есть два варианта: изучать и применять уже сейчас, получив конкурентное преимущество, или дождаться, когда это станет необходимостью и придется догонять более продвинутых участников рынка.

Какие ТОП-3 цифровых инструмента нужно внедрить аграрным компаниям уже сейчас? Как это поможет сделать работу эффективнее и обогнать конкурентов на рынке? Об этом AgroPortal.ua рассказали эксперты бизнес-направления компании EVO (площадка Zakupki.Prom.ua и онлайн-сервис «Вчасно»).

Электронные аукционы: за самые интересные объекты торгуются до 20-ти участников

Более двух лет в Украине работает система государственных электронных торгов ProZorro.Продажі. И если на первых порах в ней продавалось только имущество Фонда гарантирования вкладов физических лиц Украины и Национального банка Украины (в основном они распродают активы неплатежеспособных банков), то сейчас в системе множество направлений, потенциально интересных аграриям.

Например, аренда земли. Это направление стартовало в конце 2018 года в рамках пилотного проекта ГП «Прозорро.Продажі» и Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастра). То есть теперь на электронных торгах в системе ProZorro.Продажі начали продавать права на аренду земельных участков.  Первые пять аукционов успешно состоялись 27 декабря 2018 года.

Второе интересное для агрокомпаний направление в госторгах — это аукционы по малой приватизации. На этих торгах уже пять месяцев продаются самые разные объекты по всей стране — от маленьких магазинов до огромных имущественных комплексов. На данный момент уже состоялись 450 аукционов, на которых объектов малой приватизации продали на почти 650 млн грн.

Для компаний, которым важна транспортировка, интересными будут аукционы «Укрзализниці». На первые торги предприятие выставило лоты по аренде полувагонов и зерновозов. Аукционы предприятия отличились рекордной конкуренцией. В планах «Укрзализниці»  —  выставлять на торги целые маршрутные отправки.

Преимущества электронных аукционов для компаний очевидны. Первое — это эксклюзивность и разнообразие того, что можно купить или арендовать у государства. Ведь очень часто в собственности госкомпаний находятся самые привлекательные для бизнеса объекты. Второе  — открытый быстрый доступ к тому, что продается. Ведь любой человек может увидеть в системе все опубликованные лоты, найти нужные объекты и принять участие в аукционе. Третье — честные правила игры, когда участники на протяжении открытого аукциона конкурируют ценой, которую они готовы предложить за объект. 

руководитель проекта Аукціони.Prom.ua бизнес-направления EVO Анна Теселько
Руководитель проекта Аукціони.Prom.ua бизнес-направления EVO Анна Теселько

«Насколько подобные способы купить или арендовать имущество и землю интересны рынку, можно увидеть по конкуренции. Например, в торги по малой приватизации в среднем приходит три участника, а за самые интересные объекты торгуются до 20-ти. В аукционах по аренде земли было от 2 до 6 потенциальных арендаторов. За право арендовать полувагоны в среднем соревновались 9 участников, а за хопперы-зерновозы — не менее 36-ти. Такая активность свидетельствует о том, что электронные аукционы как способ получить нужный объект очень интересны рынку. Поэтому компаниям важно как можно раньше открыть для себя возможности системы и пользоваться ими по максимуму. Для ознакомления с тем, что есть в ProZorro.Продажі, достаточно компьютера и доступа в интернет, а чтобы принять участие, нужно всего лишь зарегистрироваться на одной из площадок. Если вы новичок в электронных торгах, обязательно воспользуйтесь помощью специалистов площадки. Ведь в системе есть ряд особенностей, с которыми вы ранее точно не сталкивались и которым обязательно надо уделить внимание», — говорит руководитель проекта Аукціони.Prom.ua бизнес-направления EVO Анна Теселько.

Коммерческие торги онлайн: экономия может составить 10-15% от первоначальной цены

Компании из агросектора могут закрыть часть своих офисных и производственных потребностей с помощью электронной площадки для коммерческих закупок. Особенно эффективно это будет для таких категорий, как офисная и компьютерная техника, спецодежда, услуги по ремонту транспорта и спецтехники, сервисное обслуживание. В таких тендерах достаточно высокая конкуренция, поэтому экономия может составить 10-15% от первоначальной цены. 

Но главное — это перераспределение нагрузки отдела закупок, которому больше не нужно будет обзванивать поставщиков и приглашать их в тендер. Вместо этого появится время, чтобы сосредоточиться на стратегических задачах и контроле качества. К тому же с помощью процедуры двухэтапного тендера организатор закупки может вначале запросить тестовые образцы, например, спецодежды, а затем пригласить поставщиков с понравившимся товаром в тендер по цене.

Руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom.ua. Наталья Ковалева
Руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom.ua. Наталья Ковалева

«Что касается такого востребованного среди аграрных компаний товара, как удобрения, то специально для удобства закупщиков мы разработали инструмент «конкурентный выбор». Его ключевое отличие в том, что теперь компания с помощью тендера может выбрать не одного поставщика, а нескольких. После того как организатор торгов публикует на площадке закупку, например, несколько десятков видов удобрений, в тендер приходят поставщики. При этом каждый из них ставит минимальную цену за единицу товара и количество, которое он готов предоставить. Стоимость видна закупщику, а также другим участникам, которые могут корректировать свой прайс на протяжении всего периода подачи предложения. Компания-организатор тендера выбирает, у кого и какой объем товара будет покупать, и по итогу заключает с поставщиком или поставщиками договор. Пока этот инструмент функционирует в тестовом режиме, закупщики могут бесплатно его использовать и давать нам обратную связь», — комментирует руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom.ua. Наталья Ковалева.

Электронный документооборот и технология Mobile ID: отказ от бумаги экономит до 5 млн грн

Электронный документооборот значительно упрощает все процессы и помогает сэкономить не только время, но и деньги. Компаниям, отправляющим по 300 тыс. документов в год, отказ от бумаги экономит до 5 млн грн. А если использовать технологию Mobile ID, которая позволяет подписывать документы квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью — КЭП/ЭЦП) с телефона — все становится еще удобнее. Такой способ обмениваться документами будет особенно эффективным для аграриев, работа которых связана с постоянным использованием мобильного.

Большинство сделок аграриев происходят «в полях». Расстояния между фермером, его зерном и точкой приема исчисляются десятками, а то и сотнями километров по сельским дорогам, и привезти бумажный документ — это не всегда быстро и удобно. Да и директор может не находиться на своем рабочем месте, он может быть банально в поле. Поэтому инструмент, который позволяет оперативно подписать и отправить документ не только в офисе, поможет ускорить закрытие многих сделок.

Процесс подписания документа с помощью технологии Mobile ID для пользователя выглядит следующим образом: сервис отправляет на телефон запрос с целью подтверждения операции. В этом запросе — номер договора, сумма и предложение подписать или отклонить договор.

Руководитель команды по внедрению онлайн-сервиса электронного документооборота «Вчасно» Антон Скоков
Руководитель команды по внедрению онлайн-сервиса электронного документооборота «Вчасно» Антон Скоков

«Чтобы подписать документ с телефона, нужно ввести пин-код — ключ от вашей ЭЦП/КЭП. Подтверждение успешного подписания придет в виде смс-сообщения. Таким образом технология Mobile ID позволяет подписывать договоры даже без наличия компьютера и флешки, на которой хранится ключ», — рассказывает руководитель команды по внедрению онлайн-сервиса электронного документооборота «Вчасно» Антон Скоков.


Для справки: больше инструментов, которые могут сделать работу аграрных компаний гораздо эффективнее, представят на Forum Digital, который состоится 6 февраля в Киеве.