Председатель правления Семенной ассоциации: Пришло время работать над созданием бренда украинских семян

21 августа 2017, 07:09 7185

Новоизбранный председатель правления Семенной ассоциации Украины, руководитель направления технических сервисов ООО «Сингента», сменил на посту Александра Федорова, генерального директора ООО «КВС-УКРАИНА». В эксклюзивном интервью AgroPortal.ua Вячеслав Гаврилянчик рассказал о том, почему упал экспорт семян, каковы шансы Украины присоединиться к схемам сертификации ОЭСР по масличным культурам в этом году и как сделать бренд украинских семян популярным в мире.

Гаврилянчик сотрудничает с САУ уже шесть лет. В 2012-2013 гг., в период, когда главной задачей ассоциации было налаживание и укрепление сотрудничества с международными неправительственными организациями в направлении семеноводства, в частности Международной семенной федерацией (ISF), занимал в САУ должность заместителя председателя правления. В 2013-2014 гг. в ассоциации был взят курс на работу в разрезе отдельных направлений и структурированы комитеты, так, был создан Комитет по охране сортов растений, который возглавил Вячеслав, после чего он ушел на фронт в зону АТО. Когда вернулся, на очередном ежегодном заседании его избрали председателем Правления САУ.

Как осуществляется ротация руководства Семенной ассоциации Украины и ожидали ли вы назначения?

Вячеслав Гаврилянчик: Ротация председателя правления ассоциации происходит на ежегодной основе. Председатель правления — это выборная представительская должность, вся операционная работа сосредоточена в исполнительной службе. Это исполнительный директор и комитеты — по охране прав на сорта и сертификации и производства семян, в состав которых входят компании-члены, которые делегируют ответственных за направление представителей для профессионального обсуждения отраслевых вопросов и выработки общей позиции по их урегулированию. Функция председателя заключается прежде всего в том, чтобы максимально содействовать исполнительной работе этих органов.

Как случилось, что вам пришлось воевать на фронте?

Вячеслав Гаврилянчик: Когда начались волны мобилизации, в 2015 году мне позвонили из военкомата. Я убежден, что обязанность мужчин — защищать свою землю и семью, поэтому без раздумий за два часа собрался, в восемь вечера выехал и в шесть утра уже ехал во Львов на учебу. Остаться я бы не смог. Непосредственно в зоне АТО я был 13 месяцев. Служил в составе 72-й механизированной бригады, а она с самого начала и до сих пор находится на передовой. Сначала я был командиром механизированного взвода, а через некоторое время стал командиром роты.

Источник фото: из личного архива Вячеслава Гаврилянчика
Источник фото: из личного архива Вячеслава Гаврилянчика

Есть что-то, что вы вынесли для себя после пребывания в зоне АТО?

Вячеслав Гаврилянчик: Бесценный командный опыт работы в «неидеальных» условиях, экзамен на стойкость и профессионализм, на бизнес-языке это формирование команды, общая цель и результат. Под моим руководством в роте было 36 человек — костяк, который всегда был со мной. А про все остальное не буду рассказывать. Это остается с тобой навсегда, и делиться этим могу с теми людьми, которые тоже воевали, объяснить все, что происходит, сложно. Бюрократический механизм присутствует везде, и там он в разы «сильнее», чем в гражданских условиях, периодически, когда шли боевые действия, было проще, сопротивление бюрократии «ломалось»...

Поэтому на фронте вы получили прививки против бюрократии?

Вячеслав Гаврилянчик: Без сомнений. За этот год рапортов было написано в разы больше, чем за годы общественной деятельности на посту заместителя ассоциации. Поэтому я научился работать и в таких условиях.

Исторически наш производитель был ориентирован на реализацию семян на внутреннем рынке или ближайшим странам-соседям и не совсем понимает возможности международных рынков.

Чем вы сейчас занимаетесь в компании «Сингента», за какие направления отвечаете?

Вячеслав Гаврилянчик: В «Сингенте» моя должность — руководитель технических сервисов, это подразделение маркетинга. В свое время компания начала развивать направление технического сопровождения клиентов, хозяйств, и с сентября прошлого года мне предложили эту должность. Я как руководитель развиваю направление технических сервисов. Это программа комплексной поддержки клиентов, которая включает в себя сеть диагностических центров по Украине: Винница, Белая Церковь, Харьков и Одесса, Хмельницкий. Прямой сервис контроля качества внесения продуктов защиты растений и внутреннее третье направление — полевое испытание продуктов после регистрации, доработка продуктов в дальнейшем, диагностирование и сервис контроля качества опрыскивания.

Как работают эти сервисы?

Вячеслав Гаврилянчик: Сельское хозяйство — рискованное производство, фермеру, чтобы спокойно работать, нужны гарантия и уверенность. И мы обеспечиваем ему эту уверенность: подтверждением качества семян, средств защиты растений и, собственно, гарантированным получением урожая. На каждом этапе мы можем предложить своим клиентам решения по предотвращению потенциальных угроз: обработка семян, качественный посев, мониторинг, фитодиагностика, корректировка системы защиты, варианты реализации продукции — бартерные операции или другие финансовые программы.

Как вы восприняли предложенную должность в Семенной ассоциации?

Вячеслав Гаврилянчик: Я привык относиться ко всему с энтузиазмом, отвечать на вызов и налаживать работу. Сейчас мы продолжаем интеграционный процесс, однако уже в практической плоскости. Если раньше мы активно интегрировались в семенные ассоциации Европы и мира, то сейчас работаем с правительственными организациями вроде OECD, наша задача — внедрение лучших практик регистрации, испытания, системы сертификации, практическое введение в действие изменений к законам о семенах и посадочном материале, об охране прав на сорта растений, использование европейского и международного опыта. Это выработка совместной практики применения норм на рынке и работа практического характера по разработке подзаконного регулирования.

Мы считаем, что пришло время работать над созданием бренда украинских семян, потому что локальное производство наращивается, в том числе благодаря работе семенных подразделений иностранных компаний, и надо создавать и пользоваться возможностями экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

На каких вопросах собираетесь сосредоточиться в своей работе на новой должности?

Вячеслав Гаврилянчик: Основное внимание ассоциации будет уделено практической имплементации изменений в законодательстве в области охраны прав на сорта растений, в сфере рассадничества и семеноводства. Все, что требует сегодня рынок, — освобождение человека, который занимается семеноводством, от различных барьеров. Чтобы производитель мог больше думать о развитии, о создании бренда качественной продукции семеноводства, выращенной и произведенной в Украине, выведении ее на международные рынки, а не о том, как решить вопрос с той или иной государственной службой.

Второе, что важно, — доведение возможностей, прописанных в законах, до реализации, цель — выйти на международный рынок с продуктом высокой добавленной стоимости. Товарная продукция растениеводства, в частности зерно, приносит прибыль быстрее, но если выстроить цепочку реализации семян, это намного более выгодный бизнес, хотя и более затратный и требовательный к задействованным специалистам. Поэтому еще одно направление нашей работы — это этика на рынке семян, донесение преимуществ семеноводства до отечественных агротоваропроизводителей.

Скорейшее завершение признания эквивалентности системы украинского семеноводства требованиям ЕС и завершение процедуры присоединения государства к схемам сертификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по масличным культурам — два приоритетных направления работы Семенной ассоциации Украины

Каковы шансы Украины присоединиться в этом году к схемам сертификации ОЭСР по масличным культурам?

Вячеслав Гаврилянчик: Техническая работа в этом направлении со стороны Украины уже выполнена, теперь вопрос переведен в политическую плоскость. Верховной Радой должен быть рассмотрен и принят специальный закон о присоединении к схемам. Этот закон уже разработан, согласовывается. МИД одобрил, осталось легализовать в парламенте.

Какое значение имеет это присоединение для наших производителей семян?

Вячеслав Гаврилянчик: Доступ к рынкам, технологии и стандарты. Международная сертификация — это сертификат и этикетка международного образца и признание наших семян во всех странах, присоединенных к OЭCP, а сегодня это около 70 стран, которые являются членами организации. То есть наши семена смогут продаваться на рынках стран, где эти схемы внедрены. Сама Организация экономического сотрудничества и развития работает в направлении облегчения условий ведения бизнеса для стран-членов во всех областях, в том числе и в семеноводстве.

Какую долю произведенных семян масличных культур мы могли бы экспортировать?

Вячеслав Гаврилянчик: Думаю, как минимум, 20% можно экспортировать. Основной причиной открытия семенных заводов в Украине иностранными компаниями является то, что они видят перспективу в Украине. Много компаний или построили семенные заводы, либо имеют такие намерения, и это прекрасно для Украины.

Использовали наши производители возможности для экспорта зерновых, которые появились после присоединения к схемам сертификации ОЭСР в 2009 году?

Вячеслав Гаврилянчик: Есть примеры компаний, которые неплохо освоили такую процедуру и работают на международные рынки, но их единицы. Клин зерновых фактически весь сконцентрирован в сети Академии аграрных наук, а вы сами понимаете, что аграрная наука не может себе позволить качественный стоимостной маркетинг или рекламу.

То есть вышли на близкие нам рынки с кукурузой?

Вячеслав Гаврилянчик: Да, это преимущественно страны СНГ, которые раньше были с нами в одном пуле по семеноводству.

Источник фото: из личного архива Вячеслава Гаврилянчика
Источник фото: из личного архива Вячеслава Гаврилянчика

Можно сказать, что Украина фактически не воспользовались новыми возможностями?

Вячеслав Гаврилянчик: Фактически, да, не воспользовалась. Был период, когда увеличивался экспорт семян, — 2013-2014 гг., но затем экспорт снова начал падать. В 2015 году это была более чем тысяча тонн семян, цифры о предыдущем периоде можно получить в Семенной инспекции Украины, сейчас объемы экспорта мы можем лишь анализировать по реестрам сертифицированных семян. В 2016 году это было 1,6 тыс. тонн, в 2013-м мы говорили о 8-10 тыс. тонн. Преимущественно это были семена зерновых культур, в частности пшеница.

Почему так упал экспорт семян?

Вячеслав Гаврилянчик: Экспорт не является первоочередной задачей для наших производителей семян, главное для них — обеспечение внутренней потребности в посевном материале зерновых. Кроме того, нет поддержки государства, стратегического плана развития. Хотя сейчас диалог с властью стал более конструктивным. Конфликт с Россией тоже является причиной падения экспорта. Многие страны Европы защищают свои рынки, и часто они являются закрытыми. Также у многих компаний нет понимания, как проходить все процедуры для экспорта семян.

При каких условиях Украина может стать одним из ключевых игроков на европейском рынке семян?

Вячеслав Гаврилянчик: Когда этот вопрос зададут не только компании, но и украинские профильные министерства и ведомства, тогда у нашего государства будут все шансы стать таким игроком. Компании готовы стратегически об этом думать только тогда, когда не будет резких взлетов и падений, когда все окончательно стабилизируется. Семеноводство в Украине будет развиваться — у нас гораздо меньшая себестоимость производства семян, и если мы сможем открыть европейские рынки, то они будут пользоваться спросом. Для международных компаний это будет очень большой позитив, потому что даст возможность обеспечить все страны-покупателей востребованным товаром.

Какие вопросы для этого необходимо решить?

Вячеслав Гаврилянчик: Больше всего сейчас тормозит развитие семеноводства бюрократия. В долгосрочной перспективе понятно, что семеноводство — это выгодно, но это не сиюминутная выгода товарного зерна. Нежелание думать стратегически и меняться порождает бюрократические препятствия. Гораздо проще отказать, чем попытаться что-то сделать. Но все равно диалог между властью и производителями понемногу налаживается. Если раньше компании в основном тушили «пожары»: разблокировать таможню, опубликовать некий реестр, то сейчас вопросы для решения уже находятся в стратегической плоскости, и производители думают, как развивать экспорт.


Яна Жовнирук, AgroPortal.ua