Что ждет сельские территории в результате децентрализации, в чем преимущества нового уклада и сложности на пути реформирования — рассказал AgroPortal.ua директор по развитию — заместитель руководителя Исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации общин Игорь Абрамюк.
По вашему мнению, какие преимущества даст сельским территориям завершение реформы децентрализации?
Игорь Абрамюк: Децентрализация и территориальная реформа, которые сейчас происходят, — это возможность выжить для сельских территорий. Ведь наконец на уровне сельских общин появляются элементы самоуправления.
До сих пор самоуправление на этом уровне было условным. На самом деле, начиналось оно с уровня городов областного значения. Сельские, поселковые общины не располагали теми полномочиями и ресурсами, которые позволили бы им самим управлять на своих территориях. С образованием объединенных территориальных общин такие ресурсы появляются, общины становятся финансово более самостоятельными, переходят на прямые отношения с государственным бюджетом.
Если правильно завершить реформу, то минусов от децентрализации для сельских территорий, в глобальном смысле, не будет.
Когда люди чувствуют, что есть возможность самостоятельно принимать решения и реализовывать проекты развития, тогда община активизируется. Фактически идет формирование ее локальной идентичности. Это — основной плюс реформы.
Какие еще видите плюсы?
Игорь Абрамюк: Раньше все налоги, которые собирали на территории сельского совета, поступали в бюджет государства или региона, а оттуда их потом выделяли общине в виде субвенций, субсидий, целевых трансфертов на развитие села. Сейчас часть налогов и сборов остается в распоряжении органов местного самоуправления общин.
Уже сами общины, а не государство, могут и должны, например, оптимизировать школьную сеть в общине. То есть, вместе с ресурсами местным советам ОТО передаются функции и ответственность.
С какими сложностями сейчас сталкиваются общины?
Игорь Абрамюк: Это — непоследовательность и нецелостность государственной политики. Если мы возьмем стратегию регионального развития и различные программы развития сельских территорий, которые принимает государство, то они между собой, как правило, не связаны: ни логикой, ни источниками и инструментами финансовой поддержки. Сверху принимают ряд программ развития села, но, как правило, эти концепции не воплощаются или сводятся к схемам перенаправления каких-то денежных потоков, как правило, не слишком прозрачных.
Если подытожить, то у нас ни системы, ни инструментов поддержки именно развития сельских территорий нет. Так же с агросектором, сельхозпроизводителями. У нас на самом деле нет и ведомства, которое бы этим предметно занималось.
Поэтому недавно наша ассоциация совместно с Украинской ассоциацией районных и областных советов инициировали создание специальной правительственной должности — правительственного уполномоченного по развитию сельских территорий.
На ваш взгляд, смогут ли общины содержать себя и при этом эффективно функционировать?
Игорь Абрамюк: На сегодня это сложно спрогнозировать. Мы пока не имеем целостности и последовательности политики в некоторых вопросах. Быстро меняются правительства и министры. Еще не вся земля за пределами населенных пунктов передана общинам. То есть юрисдикция органов местного самоуправления не распространяется на всю территорию общины. Пока во многих случаях государство распоряжается по своему усмотрению огромными земельными массивами.
Если бы общины получили все, что обещано, то тогда им хватило бы земли и ресурсов.
Также пока непонятна перспектива реформирования земельного рынка. Неясно, какие финансы и ресурсы даст эта реформа местному самоуправлению. Кто знает, сколько еще будет конституционных представлений об отмене принятого недавно закона? Сейчас в законе не прописан предохранитель по концентрации земли в одной общине, на чем мы неоднократно настаивали, предлагая установить его на уровне 30%. Поэтому возможна монополизация земель в рамках одной ОТО. Правда, позитивом является снижение до 10 тыс. га ограничения по максимальной концентрации земель в одних руках.
Также пока неизвестно, какие в итоге будут полномочия органов местного самоуправления, и какие конкретно финансы под эти полномочия передаст государство.
К слову, на сегодня финансовая способность общин стала критической. Причина — пандемия коронавируса. Председатели ОТО фактически остаются одни в борьбе с эпидемией. Принятые решения государства еще не трансформировались в конкретные ресурсы для общин. Средства государство сконцентрировало в фонде борьбы с эпидемией, однако финансирование соответствующих потребностей общин из этого фонда еще не идет. Собственных ресурсов у ОТО на сегодня катастрофически не хватает.
По вашему мнению, какая самая большая проблема реформирования сельских общин?
Игорь Абрамюк: Давление со стороны крупных городов и райцентров, которые пытаются поглотить сельские ОТО. То есть сохранить районы, но под другой вывеской. Облгосадминистрации упорно предлагают создавать слишком большие общины с ячейками в районных центрах. Доходит до абсурда. К примеру, оптимальный размер территориальной общины составляет приблизительно 400 кв. км, а, например, на Херсонщине перспективным планом предусмотрена ОТО в пределах всего Новотроицкого района с площадью почти в 2300 кв. км. И это — не единичный случай.
Председатели общин жалуются на давление, на политические, бизнесовые и административные воздействия. А в связи с карантином ситуация только обостряется, поскольку теряется публичность, вопросы начинают решаться кулуарно.
Назовите главный вызов с точки зрения завершения реформы.
Игорь Абрамюк: Неопределенность с выборами. Речь идет о новых изменениях в избирательном кодексе и даже о возможной отсрочке выборов. Худшая перспектива: это если осенью мы зайдем в избирательный процесс в неполностью реформированной стране. Недопустимо проводить выборы, когда только часть общин является объединенными, а районы — нереформированными. Это будет поражением реформы. По моему мнению, тогда уж лучше переносить выборы.
Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua