Несколько дней назад рынок всколыхнула новость о том, что популярный украинский производитель курятины без антибиотиков «Эпикур» приостанавливает производство. Его собственник Алекс Коваленко в интервью AgroPortal.ua рассказал о причинах такого решения, о своих дальнейших действиях и о философии, которую исповедует он и его команда.

У себя в Facebook вы написали, что снимаете «Эпикур» с продажи и аннулируете лицензию на его производство для Владимир-Волынской птицефабрики. Сколько, согласно вашим подсчетам, понадобится времени, чтобы ваша продукция вернулась на прилавки магазинов?

Алекс Коваленко: Мне сложно сказать, сколько времени это займёт. Процесс переноса нашего производства — плановая история. Мы начали его сразу же, как Михаил Добкин появился на предприятии. Я не планировал, что продукция «Эпикур» исчезнет с полок. Предполагалось, что мы в течение нескольких месяцев завершим наладку производства на других предприятиях, сертифицируем их и начнем поставки оттуда. Но в пятницу у медиа появилась новая информация, подтверждающая не только связь Михаила Добкина с Россией, но и его разрушительные действия против Украины. Я понял, что в этой ситуации не могу ждать, и поставил на паузу производство. Это было неожиданно для меня самого.

То есть причина — не конфликт с Михаилом Добкиным?

Алекс Коваленко: Конфликт с Добкиным у меня есть, и он возник сразу же после его появления на Владимир-Волынской птицефабрике. Я тогда предложил ему разойтись, так как сразу понимал, что сотрудничать мы не можем. Ему это не понравилось — для него это определённое неудобство. И так как конфликт длится уже давно, о будущем прекращении лицензии фабрику я официально предупредил ещё в конце 2020 года и собирался спокойно и цивилизованно перенести производство нашей продукции на другие предприятия.

Повторюсь, конфликт действительно есть, но лицензию я снял не из-за него, а в связи с антиукраинскими действиями Добкина, о которых мне стало известно недавно. Если бы причиной был конфликт, мы бы давно перестали сотрудничать с фабрикой.

В интервью Forbes вы сказали, что у вас и у вашей семьи прямо или опосредованно 34% акций Владимир-Волынской птицефабрики. Что с ними?

Алекс Коваленко: Сейчас так все и остается. Их продажей занимается агент, чтобы меня это не отвлекало — я хочу созидать.

Уже знаете, куда перенесете производство «Эпикура»?

Алекс Коваленко: Я могу точно сказать пока только по индейке. Это будет сумское ООО «Индычка». Его собственник — Дмитрий Сидоренко. Там мы уже на продвинутой стадии: выполнили много экспериментов на самом предприятии и уже продаем экспериментальную продукцию, чтобы в рабочем режиме посмотреть, как она хранится и транспортируется. В ближайшее время мы перейдем на более крупные объемы производства.

Предприятия по производству курицы я пока не могу назвать, так как финальные контракты с ними ещё не подписаны. Есть меморандумы, предварительные договора, но даты для начала поставок мы спрогнозировать не можем. Это будет возможным после того, как мы вырастим экспериментально курочку, сделаем все необходимые лабораторные анализы, экспериментально ее упакуем и проведем цикл транспортировки и хранения. Только после этого можно переходить к поставкам в сети. На сегодняшний день в этом направлении мы сотрудничаем с двумя предприятиями.

Потом вы выберете одно из этих предприятий или будете сотрудничать с обоими?

Алекс Коваленко: Мы обсудили этот вопрос с ними. Если оба предприятия выполнят условия эксперимента правильно, мы сможем совершать поставки сразу с двух предприятий. Они согласны, если мы пропорционально разделим между ними объемы и будем сотрудничать с обоими.

А у вас было своё оборудование на Владимир-Волынской птицефабрике?

Алекс Коваленко: Оборудование покупалось на баланс предприятия. И сейчас, когда мы начинаем работу с другими предприятиями, тоже говорим, какое оборудование им купить, помогаем с покупкой, помогаем получить хорошие скидки или оформить рассрочку, даем им финансовые гарантии о том, что будем забирать продукцию, когда они научатся ее производить. То есть производственное оборудование — собственность производственных компаний.

Вы также написали, что поможете с трудоустройством людям, которые потеряют работу на фабрике. Можете подробнее об этом рассказать?

Алекс Коваленко: Люди, которые потеряют работу (будут уволены или уволятся сами), могут рассчитывать на мою помощь. Я не призываю их переходить на другие производства и не переманиваю к себе. Они могут оставаться и там. Но уже достаточно много ценных специалистов после того, как я перестал активно сотрудничать с Владимир-Волынской птицефабрикой, и там поменялась команда, покинули компанию. Кого-то я взял к себе, кому-то помог трудоустроиться в другие хорошие ценностные компании. Например, IT-директору я помог устроиться в компанию по производству продуктов совершенно другого профиля, а HR-директор перешла в производственную сельхозкомпанию. Часть людей сами нашли себе новую работу.

Если, помимо этих специалистов, кто-то еще захочет сменить работу, я также окажу содействие, исходя из их компетенций и готовности к переезду.

«Эпикур» занимал достаточно большую долю рынка. И решение о приостановке производства может привести к большим потерям для бренда. Какие сейчас ваши ощущения и мысли по этому поводу?

Алекс Коваленко: В торговых сетях, среди других брендов курицы, мы занимали 20-30% рынка. Но это не равно доле всего рынка, так как в этой статистике не учитывается торговля на базарах неупакованной продукцией, а её достаточно много.

Временные потери для бренда будут. Безусловно, за время нашего отсутствия покупатели переключатся на другую продукцию. Но если почитать комментарии на Facebook, многие понимают нашу позицию, поддерживают нас и ожидают, когда «Эпикур» снова вернётся на прилавки. Некоторые писали, что до этого не покупали нашу продукцию, но теперь будут ждать, когда она появится в супермаркетах, чтобы стать нашими клиентами. Поэтому я уверен, что позиции свои мы восстановим и даже выйдем на новую планку и по куриному мясу, и по другим видами мяса, и с другими немясными видами продуктов.

Самое главное, что ядро команды, которая создавала бренд «Эпикур», остается со мной и хочет продолжить работать вместе. Идеология и философия бренда также не изменятся: наши продукты будут с чистым составом, без всяких добавок и по доступной цене. У нас поменяется лишь один производственный партнёр.

Можете рассказать, какие новые продукты планируете выводить на рынок?

Алекс Коваленко: У нас много RnD-продуктов и много компаний, с которыми мы сейчас создаём партнёрство, но я не буду спойлерить. Эта продукция сейчас на разных стадиях: некоторые из наших новых продуктов уже прошли эксперименты, а некоторые — только на стадии разработки.

Например, мы сделали бургерные котлеты с чистым составом, без Е-шек и всякой дряни. Попробовали продавать их в одном онлайн-магазине и увидели, что на фоне других они и продаются хорошо, и отклики покупателей хорошие. Теперь мы знаем, что производство наших котлет и колбасок с маленького предприятия можно переносить на большие мощности либо усиливать мощности наших существующих компаний-партнеров, где мы производим их сейчас.

В формировании цены будет действовать тот же принцип?

Алекс Коваленко: Да, ценовое позиционирование будет на уровне +25% к масс-маркету, поскольку для нас важно, чтобы здоровое питание было доступным. Некоторые позиции могут стоить немного дороже, но мы стремимся придерживаться обозначенной планки, так как для людей такая цена еще не является переходом в другую ценовую нишу и не становится слишком высокой. И хотя многие готовы платить больше за здоровую продукцию, лично я и наша команда считаем: чтобы питаться правильно, необязательно тратить больше.


Виктория Евтушенко, AgroPortal.ua