Об этом AgroPortal.ua сообщил директор ИА УМДИС Максим Енченко.
«Производство грибов в Украине растет, даже можно сказать, что мы вошли в фазу перепроизводства, и поэтому цены иногда бывают ниже себестоимости. COVID-19 и связанные с ним ограничения тоже повлияли на грибной рынок, можно сказать, перекроили его. В марте-апреле 2020 года, когда закрылась реализация, фермеры массово начали отказываться от компоста, и многие сотни тонн его пришлось утилизировать. Но после начального шока новые цепочки поставок заработали, и появилась необходимость в принятии решений относительно дальнейшей стратегии», — рассказывает Максим Енченко.
В Украине последний год основной заботой грибных ферм были низкие цены на продукцию. Особенно этим отметилась первая половина 2021 года, что на фоне возрастающих затрат на ведение бизнеса не позволяло многим хозяйствам сохранить рентабельность.
«Поэтому работа «в минус» во многих случаях заставила ряд ферм, в основном небольших, уйти с рынка. Из базы данных УМДИС, около 40 ферм и предпринимателей, занимавшихся выращиванием шампиньона в 2017-м, прекратили эту деятельность в 2018-2020 годах. Часть ферм были проданы и работают или будут работать с новыми владельцами. Общее количество ферм, производящих гриб, более или менее постоянно в 2021 году и составляет 290», — отмечает Максим Енченко.
Он добавляет, что открытия новых крупных производств за последние три года не происходило, но ряд крупных ферм увеличили мощности — некоторые вследствие перехода на фазу III компоста, другие — за счет увеличения площадей для выращивания.
Пять крупнейших украинских ферм производят около 23% от общего объема в стране, а первая десятка — порядка 35%
По данным Информационного Грибного Агентства УМДИС, в 2021 году на украинский рынок поступит 236 тыс. т компоста, рост за 4 года составил значительные 16%. Кроме увеличения количества использованного компоста, еще два фактора повлияли на увеличение общего количества шампиньона, собранного фермами в Украине.
Во-первых, существенно выросла доля компоста фазы III в структуре производства. Если в 2017 году его в Украине было 7% от общего количества использованного компоста, то в 2020-м — 23%. В 2021 году, по прогнозам, доля фазы III компоста составит 37%, а в 2022-м — не менее 43%.
Во-вторых, увеличению производства гриба способствует общее повышение качества компоста и навыков производителей. И как следствие — повышение средней урожайности.
За 4 года производство гриба увеличилось на 20%, и этот объем был практически полностью потреблен внутренним рынком
В УМДИС посчитали, что по сравнению с 2017 годом, в 2020-м средняя цена реализации шампиньона выросла на 12%, при том что доходы населения за этот же период поднялись почти на 50%, а инфляция за 4 года составила около 40%. То есть с поправкой на инфляцию, цена шампиньона за это время снизилась на 20%.
«При этом цены очень нестабильны. С начала 2020 года минимальная и максимальная цена отличались почти в три раза. И если брать почти любой 3-месячный период, мы можем встретить колебания в полтора-два раза», — рассказывает Максим Енченко.
Он поясняет, что одной из основных причин колебания цен является ситуация на рынке, когда продается уже выращенный гриб. Цена и объем определяются «на сегодня» или «на завтра» конкретным продавцом и покупателем. Поэтому если предложение гриба оказалось избыточным — цены могут обваливаться очень быстро, а если недостаточным — так же быстро вырасти.
Очень существенно за последние несколько лет увеличились затраты на производство. Затраты на персонал выросли на 20-50%, стоимость электричества — на 20-30%, стоимость газа и других энергоносителей — на 20-50%, а стоимость компоста — в среднем на 30%. В 2021 году рост цен на сырье и энергоносители продолжился. Особенно резко «выстрелили» цены на газ, поднявшись в 3 раза. Для тех хозяйств, которые используют для обогрева газ, — это увеличение себестоимости приблизительно на 2 грн/кг.
Украина еще не на пике качества и количества собираемого гриба с 1 м2. Есть еще значительный зазор роста по урожайности, но это требует инвестиций
В 2017 году украинские фермеры экспортировали 528 т шампиньона, что составляет около 1% объема производства. В 2020-м экспорт составил всего 205 т, из которых 143 т отправились в Молдову и 61 т — в Беларусь.
«Самым большим рынком для Украины был и остается Европейский союз, но эту возможность украинские фермеры пока не смогли использовать. На пути эффективных поставок, как и ранее, остаются: сертификация, тара, небольшие и нестабильные объемы предложения, недостаточный маркетинг на рынках ЕС. Поэтому экспорт шампиньона из Украины в страны ЕС последние годы равен нулю», — отмечает Максим Енченко.
Он добавляет, что есть и позитивные примеры — продукция одной из компаний из Западной Украины, которая выращивает шиитаке, полностью отправляется в страны Западной Европы в достаточно крупных объемах. Такой опыт может стать примером для производителей шампиньона.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua