Основным препятствием стали бюрократические задержки с разработкой порядка распределения средств, сказал в конце прошлого года в интервью AgroPortal.ua первый замминистра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский.
«Не было приказа о порядке распределения от Минюста», — добавил он. Но уже в ходе Восточноевропейского молочного конгресса ему пришлось краснеть за работу министерства, которое так и не успело дать отрасли предусмотренную законом помощь в преддверье отмены налоговых льгот.
И хотя на 2016 г. животноводам оставили 80% аккумуляции НДС, они все равно недовольны работой аграрного ведомства в плане выполнения обязательств.
«Де-факто бюрократическая машина не дала это сделать во времени (распределить средства — Ред.). Деньги вернулись в бюджет назад. Они ни куда не исчезли по отношению к государству, но к товаропроизводителям они не попали, это правда. Мы надеемся, что бюджетный комитет поддержит эту программу на текущий год», — говорит Ярослав Краснопольский.
В свою очередь первый замглавы Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины Сергей Лабазюк называет сложившуюся ситуацию с нераспределением средств по программе животноводства «бесхребетностью министерства».
По его словам, пусть даже с несовершенным механизмом распределения, эти средства должны были использованы для аграрного сектора.
«Механизм распределения сложный и в областях также боялись брать ответственность за распределение денег. Поэтому средства, не использованные по программе, вернулись назад в бюджет. Арсений Петрович заявил, что мы имеем полную казну денег в конце года. Да, потому что такие, как наше министерство, не смогли использовать 250 млн грн, а вернули их в бюджет», — заявил парламентарий в комментарии AgroPortal.ua.
В Минагропроде отметили, что разрабатывали новый механизм получения дотаций для исключения возможности злоупотреблений и проявления коррупции среди чиновников; а также с целью децентрализации и в связи с утратой силы старых порядков. Но, к сожалению, времени на это было потрачено много. Принятие постановления Кабинетом Министров об утверждении Порядка начисления государственной поддержки требовало принятия других документов — актов регуляторного характера. Они были приняты, но вступили в силу после сроков, указанных для принятия документов.
«Еще одним тонким местом оказалось, что наши товаропроизводители не были готовы к изменению механизма распределения средств. Из 22-х кто заявлял о желании получить государственную поддержку, только 4 смогли подтвердить это документами», — прокомментировали в аграрном ведомстве.
Ярослав Краснопольский говорит, что порядок получения компенсации предусматривал наличие проектно-сметной документации. «Для всех это нормальное явление, кроме домохозяйств. Они, как правило, строят сами, наняли строителей и все. Но там же должны быть выдержаны все санитарные нормы», — говорит первый замминистра.
Его аргументы оспаривает Сергей Лабазюк. Он считает, что мелкие производители и домохозяйства не в состоянии собрать необходимый перечень документов для получения средств по программе.
«Меньше 650 голов не попадало под компенсацию раньше. Логика с точки зрения экономики есть, потому что такое предприятие будет работать в плане инноваций и т. д. Когда пришел Алексей Павленко, было озвучено, что деньги нужно отдавать мелким производителям и фермерам. Политически логика правильная, но практически — нет. Процедура то осталась старой, когда нужно иметь проект, собрать массу документов, это 2-3 месяца», — говорит депутат.
Фермер, который содержит 5-10 коров, этого сделать не может, для этого нужно иметь штат юристов. Поэтому когда порядок получения средств был определен, мелкие производители поняли, что они не смогут выполнить все условия, а крупные поняли, что ждать им в этом году нечего.
Первый заместитель генерального директора МЧП Фирма «Эридон» Владимир Салыга говорит, что его предприятие собрало всю необходимую документацию для получения компенсации, но средства так и не пришли.
«Первый квартал заканчивается в конце марта, но я не знаю, стоит ли нам надеется. Они компенсируют 30 тыс. грн на одну голову. В нашем случае это 15 млн грн», — констатировал он в комментарии AgroPortal.ua.
Для справки: в 2015 г «Эридон» запустил роботизированный животноводческий комплекс в Житомирской области. Ферму, где содержат 500 голов дойного стада, построили за год. Объем инвестиций составил около 160 млн грн, из них 80 млн грн — стоимость животноводческого комплекса. В планах компании строительство второй очереди, которая позволит увеличить количество животных до 1000 голов.
Жалуется на сложившуюся ситуацию и владелец молочного комплекса «Екатеринославский» Анатолий Клименко.
«Мы построили современный комплекс и ни копейки не получили. Постоянно обещают, что выделят. При тех властях мы обращались, они требовали процент отката, но хотя бы что-то давали, при этой ничего не выделятся. Программа мертвая, она объявлена, но ничего не работает», — констатирует он.
Глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дыкун говорит, что в Украине молочную отрасль не берется финансировать ни одна международная институция: ни ЕБРР, ни IFC. Основной причиной этого является долгосрочность окупаемости таких проектов — более 10 лет. А построить комплекс на 1000 голов сейчас стоит около $10 млн.
В бюджете на 2016 г. на поддержку животноводства предусмотрено 50 млн грн. Они будут направлены на частичное возмещение стоимости закупленных племенных телок, нетелей, коров молочного, молочно-мясного и мясного направления, племенных свиней и овец. Для получения такого возмещения предпринимателям необходимо обратиться в агродепартаменты при облгосадминистрациях и предоставить документы, определенные пунктом 7 Порядка использования средств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 №884.
Ярослав Краснопольский также сообщил, что министерство обратилось в Минфин с предложением дополнительно предусмотреть в бюджете на 2016 г дополнительно 250 млн гривен для частичного возмещения стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов, доильных залов и образованных на кооперативных началах мясоперерабатывающих предприятий. Хотя реальность их выделения остается под большим знаком вопроса.
Оксана Пирожок, AgroPortal.ua