Перед продажей собранного урожая производители должны рассчитать количество продукции, которая пойдет на продажу на внутреннем рынке, а какая на экспорт. Исходя какая-то доля товаров остается в хранилищах, с которыми в стране есть определенные проблемы. Это и недостаток количества зданий, и качество укомплектованного оборудования, которое не позволяет хранить продукты длительное время. А нераспроданные овощи и фрукты могли бы приносить прибыли украинским аграриям до 3 млрд грн ежегодно и продлить сроки хранения продукции на 30%.
Элеваторами едины
Нет сомнений, что элеваторные мощности в Украине за последние пару лет значительно увеличились: новые объекты позволяют хранить больше зерна, в свою очередь это дает возможность перерабатывать равные количества сырья. Кроме этого, реконструировано и укомплектовано много старых объектов, что позволило также нарастить объемы хранения. Однако это касается только мощностей для зерновых культур, которые доминируют в доле экспорта. Соответственно, на такие склады будет спрос.
Что касается хранения овощей и фруктов, в частности сезонных — дела тут обстоят немного хуже. Как правило, большие объемы продукции попросту некуда деть: аграрии производят больше, чем есть места на складах. Из-за этого летние арбузы, помидоры, картофель и другая продукция остается на рыночных раскладках и фурах буквально до октября пока не пропадет. Некоторые продукты не доживают так долго, их отправляют на заморозку либо переработку. Это частично объясняет доминирующую часть производства именно замороженных овощей и фруктов, нежели свежих. Тем не менее, долю экспорта готовой продукции это не слишком повышает. Многие производители теряют маржу, поскольку не в состоянии продать больше в период роста цен, все это — тоже из-за складских нюансов.
Одним из важных нюансов потери объемов собранного урожая фруктов и овощей ФАО называет низкий уровень укомплектованности хранилищ. Поскольку примерно 85% всего плодоовощного производства принадлежит небольшим хозяйствам и частным фермерам, 70% складов — это небольшие погреба и здания советского образца с минимальными охладительными установками. Профессиональные современные хранилища покрывают только 30% продукции в стране.
«Хороший» пример — производство картофеля, которое занимает большую часть от общего производства овощей. Только 10% идет на продажу на внутренних рынках в необработанном виде без систем охлаждения, 60% — это чипсы и снеки, 30% — переработка на крахмал. При этом уровень импорта сырого картофеля медленно растет, хотя внутреннее производство могло бы покрывать потребность.
Украинские реалии
Проблема строительства хранилищ для овощей, фруктов и ягод остановилась на мертвой отметке для государственной политики примерно 5 лет назад. Тогда все закончилось на грандиозных планах по расширению овощехранилищ на 400 тыс. тонн, о которых говорил еще Николай Присяжнюк, стоит отметить, что проекты тогда действительно велись. Согласно официальным данным, за период до 2013 года за государственные средства было построено 104 хранилища плодоовощной продукции вместимостью 492 тыс. тонн, кроме этого оснащено охладительным оборудованием. С тех пор различные склады и хранилища, не говоря уже о закупке оборудования или модернизации существующего ни в программах, ни в бюджетах аграрного ведомства не стояло. Нет и свежего свода статистики по мощностям хранения.
В 2013 году мощности по хранению плодоовощной продукции в стране оценивались на уровне 2,7 млн тонн, из которых на картошку приходилось 1,3 млн тонн, овощей — 1 млн тонн, и фруктов — всего 370 тыс. тонн. Это при том, что потребность в объемах хранилищ составляет примерно 4,1 млн тонн. Получается, хранилища в стране могут покрывать только 32% от производимого урожая. Ежегодные потери от нераспроданных овощей по различным оценкам составляют до 3 млн тонн. При этом, на экспорт уходит всего примерно 3% от всего производства овощей и фруктов в стране.
А как в Европе?
В отличии от Украины, где производители спешно пытаются сбыть продукцию еще на старте сезона, ибо хранить ее негде, в Европе все нюансы давно просчитали. Аграрные страны ЕС славятся большой долей экспорта различных видов овощей: Нидерланды, Германия, Италия и другие. Эти страны оптимизировали собственное производство, годами внедряя передовые идеи и технологии в оборудование для хранилищ и архитектуру зданий. К примеру, в Нидерландах фермеры, производители оборудования, логистические фирмы, упаковочные компании и ритейлеры работают сообща и в одном ритме. Главный лозунг этой кооперации — чтобы всем участникам было комфортно, при этом получая максимально прибыли при минимальных затратах.
Собственность или аренда?
Сталкиваясь с проблемой наличия овощехранилищ стоит учитывать, что аренда может стать вариантом, однако более дорогостоящим. Проще будет построить или реконструировать собственное здание, которое также можно будет сдавать в аренду. Но тут также есть определенные нюансы, например, выбор холодильного оборудования, от которого зависит качество хранения продукции. Энергоэффективность, правильный расчет максимальной нагрузки, выбор холодильной автоматики, компрессоров и теплообменного оборудования будут ключевыми факторами в успешности реализации проекта. Кроме того, внимательно нужно подходить и к выбору производителя, поскольку зачастую общая финансовая нагрузка ложиться не на само оборудование, а на его обслуживание. Большое значение имеет расположение хранилища. При строительстве нового лучше располагать как можно ближе к сырьевой базе, источников энергообеспечения и подъездных путей.
Поскольку государственные программы и бюджетные льготы не предусматривают строительство овощехранилищ, инвестиции от подобных объектов приходят от частного бизнеса. К примеру, на территории Херсонской области функционирует крупнейшее овощехранилище в Украине — компания Green Team, которое привлекло более $40 млн инвестиций для расширения производственных мощностей. Предприятие одновременно может хранить до 50 тыс. тонн плодоовощной продукции, загруженность хранилища составляет 87%, переработка, упаковка и отправка — 1 тыс. тонн в год, это при том, что на экспорт идет до 5 тыс. тонн в год. Это при том, что компания начинала с небольших объемов и разрослась до экспортера. Плодоовощной бизнес может быть достаточно прибыльным вне зависимости от сезона, но ключевым фактором тут будет возможность хранить овощи и фрукты дольше.
Наталья Ключникова, AgroPortal.ua